Положение об организации инклюзивного образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5»
ИНН 6686067960 КПП 668601001 624092 Свердловская область г. Верхняя Пышма
улица Петрова 22а тел. 8 (34368) 7-73-25

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол №4
от «18» апреля 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ
детский сад № 5
________________ М.В. Дьячкова
Приказ № 77/22-ОД от «18» апреля 2022 г.

Положение
об организации инклюзивного образования в МАДОУ
детский сад №5»

1. Общие положения

1.1. Положение по организации инклюзивного образования (далее Положение) разработано в целях реализации гарантированного права детей с
ограниченными возможностями здоровья на получение качественных
образовательных услуг; создания безбарьерной образовательной среды для
данной
категории
в
дошкольных
образовательных
организациях
Нижнетуринского городского округа; коррекции нарушений развития, успешной
социальной адаптации и определяет порядок организации инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
Детский сад № 5(далее - Учреждение). На основании распоряжения
Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении
примерного
Положения
о
психологопедагогическом
консилиуме
образовательной организации"
1.2. нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», (ст.2, ч.3. п.27, ст. 55);
- Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24.07.1998г.
№124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- Устава МАДОУ д/c №5
1.3. В Положении используются следующие понятия:
- обучающийся (ребенок) с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психологомедикопедагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие
получению образования без создания специальных условий;
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа (далее - АОП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных

возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда,
дооборудованная с учетом потребностей детей с ОВЗ и позволяющая вести
образ жизни самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать
качественное образование;
- «тьютор» - педагогический работник (либо любое сопровождающее
ребенка лицо, согласно решению ПМПК), который обеспечивает
персональное сопровождение в образовательном пространстве ребенка с
ОВЗ, оказывает помощь в преодолении проблем и трудностей процесса
образования; создает условия для индивидуализации процесса обучения
(составление индивидуальных учебных планов и планирование
индивидуальных образовательных траекторий); обеспечивает уровень
подготовки воспитанников, соответствующий требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, проводит совместный с
воспитанником рефлексивный анализ его деятельности и результатов,
направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку
индивидуальных
учебных
планов.
Организует
взаимодействия
обучающегося с воспитателями и другими педагогическими работниками
для коррекции индивидуального учебного плана. Организует
взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению,
формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;
- «ассистент» (помощник) - лицо, оказывающее воспитанникам
необходимую техническую помощь (при проведении групповых и
индивидуальных коррекционных занятий), обеспечение доступа в здания,
организации, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
1.4. Инклюзивное образование может реализовываться через следующие
модели:
- полная инклюзия - обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ посещают
образовательное учреждение наряду со сверстниками, не имеющими
нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным
планом, а также могут посещать кружки, праздники, развлечения и др.;
- частичная инклюзия - обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают
обучение по индивидуальному учебному плану с посещением
образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным
учебным планам по согласованию с родителями (законными
представителями), а также посещают индивидуальные занятия в
образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах,
праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не
имеющими нарушений в развитии.
1.5. В разработке модели организации инклюзивного образования участвуют:
заведующий Учреждения, заместитель заведующего по воспитательной и
методической
работе,
старший
воспитатель
Учреждения,

психологопедагогический консилиум Учреждения.
1.5.1. Заведующий Учреждения:
- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации
инклюзивного образования;
- принимает решение об организации инклюзивного образования в группах
общеразвивающей направленности;
- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного
образования;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ
обучающихся с ОВЗ.
1.5.2. Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе и
(или) старший воспитатель:
- организует
работу
воспитателей,
тьютеров,
обеспечивающих
сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках
реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим
законодательством;
- взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями
здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и
сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;
- организует повышение квалификации воспитателей и специалистов,
выявляет, обобщает и внедряет лучший опыт работы с детьми с ОВЗ;
- осуществляет контроль за освоением образовательных программ
обучающихся с ОВЗ.
1.5.3. Психолого-педагогический консилиум Учреждения:
- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет в
целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или)
психическом развитии детей;
- готовит по результатам обследования заключения и рекомендации с
указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию
обучающимся с ОВЗ психолого-педагогической помощи и организации их
обучения и воспитания; подтверждают или изменяют ранее данные
комиссией рекомендации.
1.5.4. Педагоги Учреждения (воспитатели, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре):
- осуществляют коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с
ОВЗ, согласно разработанным индивидуальным образовательным
маршрутам и АОП;
- повышают уровень квалификации и обобщают опыт работы по вопросам
инклюзивного образования.
2. Организация инклюзивного образования

2.1. Организация обучения воспитанников с ОВЗ в Муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №5
осуществляется в соответствии с основной
образовательной
программой
дошкольного
образования,

адаптированной образовательной программой для детей с ОВЗ.
2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии:
- заключения ПМПК об установлении (подтверждении) статуса «ребенок с
ограниченными возможностями здоровья»;
- справки медико-социальной экспертизы (далее МСЭ), подтверждающей
статус «ребенок-инвалид»;
- согласия родителей (законных представителей).
2.3. Этапы реализации инклюзивного образования:
Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса
родителей (законных представителей);
- определение специалистов, осуществляющих психологопедагогическое
сопровождение обучающегося с ОВЗ;
- заключение договора с родителями (законными представителями) и
зачисление обучающегося с ОВЗ в Учреждение.
Диагностический:
- изучение
результатов
комплексного
психолого-педагогического
обследования;
- разработка адаптированной образовательной программы на основании
заключения ПМПК и в соответствии с пунктом 2.11 федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2.4. Содержание образовательного процесса в группе определяется основной
образовательной программой Учреждения и адаптированной образовательной
программой обучающегося с ОВЗ, составляемой с учетом комплексной оценки
ресурсов и дефицитов ребенка. АОП разрабатывается коллегиально командой
педагогических работников; согласовывается с председателем психологопедагогического консилиума и утверждается заведующим Учреждения. В АОП
регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. При
изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в
АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями
(законными представителями).
2.5. Учреждение организует развивающую предметно-пространственную
среду, обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями
детей с ОВЗ.
2.6. При поступлении в Учреждение ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида на
инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в
функционирующую группу общеразвивающей направленности Учреждения
(определяется дозирование времени пребывания ребенка с ОВЗ в Учреждении,
необходимость наличия специалиста сопровождения ребенка с ОВЗ в
Учреждении при интеграции в функционирующую группу, составляется
индивидуальный график посещения ребенком детского сада, планируются
адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям
группы время пребывания ребенка с ОВЗ, ребенка- инвалида увеличивается.
2.7. Посещение
образовательной
деятельности
в
Учреждении
и
индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий может быть

организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок,
так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций,
что должно быть отражено в адаптированной образовательной программе.
2.8. В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг
ребенку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В
режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения
коррекционно-развивающих занятий специалистов с ребенком с ОВЗ. Режим дня
и недели может быть гибким.
2.9. В расписании организованной образовательной деятельности учитываются
занятия, предусмотренные индивидуальной адаптированной образовательной
программой ребенка с ОВЗ.
2.10. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ
определяются специалистами исходя из особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и
направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
2.11. В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести
физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями
ПМПК, в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребенка
социальных и практически-ориентированных навыков.
2.12. Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при
необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на
консультации к специалистам необходимого профиля.
2.13. С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами,
родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ и родителями
(законными представителями) нормально развивающихся детей группы,
воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная
на взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного
образовательного процесса, достижение социально значимых результатов.
2.14. Родители (законные представители) по мере необходимости участвуют в
интеграционных мероприятиях.
2.15. Учреждение оказывает родителям (законным представителям) ребенка с
ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их
психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению
родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и
интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей)
ответственность за развитие и восстановление здоровья ребенка с ОВЗ.
2.16. Контроль
за
своевременным
проведением
образовательной
деятельности, выполнением адаптированных образовательных программ
осуществляет заместитель заведующего по воспитательной и методической
работе и (или) старший воспитатель Учреждения.
2.17. Учреждение осуществляет промежуточную и итоговую педагогическую
диагностику развития ребенка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации,
формы и сроки которых установлены основной образовательной программой
Учреждения.
2.18. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для

определения формы обучения в школе (по ООП НОО или АООП).
2.19. При
организации
инклюзивного
образования
Учреждение
взаимодействует с ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными
партнерами (родительскими организациями, общественными организациями,
школой, учреждениями культуры и спорта и др.), образовательными
учреждениями.
3. Участники образовательного процесса

3.1. Участники образовательного процесса: педагогические
родители (законные представители) и обучающиеся.
3.2. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права ребенка;

работники,

- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации

Учреждения.
3.3. Обучающийся имеет право:
- на уважение человеческого достоинства;
- на моральное поощрение за успехи.

3.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об
образовании».
4. Документация

4.1. Воспитатель составляет и ведет следующую документацию:
- индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ;
- график индивидуальных занятий;
- мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
4.2. Учитель-логопед составляет и ведет следующую документацию:
- комплексно-тематическое планирование подгрупповых коррекционных
занятий
- индивидуальный план коррекционной работы;
- график индивидуальных занятий;
- журнал взаимодействия с воспитателями;
- журнал учета консультаций для родителей;
- мониторинг индивидуальных достижений воспитанников.
4.3. Педагог-психолог составляет и ведет следующую документацию:
- планирование подгрупповых и индивидуальных занятий;
- расписание подгрупповых и индивидуальных занятий;
- программа коррекционной работы;
- журнал учета консультаций для родителей и педагогических работников
- диагностика и инструментарий к ней.
4.4. Результаты работы отражаются в ежегодных аналитических отчетах и
обсуждаются на заседаниях ППк.

5. Порядок управления

5.1. Заведующий Учреждением осуществляет общее руководство воспитанием
и обучением детей с ОВЗ; координирует деятельность коллектива детского сада
и специалистов системы здравоохранения на основании заключаемого ежегодно
договора; осуществляет систематический контроль эффективности работы.
6. Финансовое обеспечение

6.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.
6.2. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и
обучения ребёнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной
программой ребёнка с ОВЗ, утверждённой Учреждением, производятся за счёт
средств общественных, благотворительных организаций и за счет других
источников, не запрещенных действующим законодательством.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».