Положение о логопедическом пункте

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
624090, Российская Федерация, Свердловская область, город Верхняя Пышма,
улица Петрова дом 22а
Тел.: 8-34368-77325, email: sadik5vp@mail.ru, сайт: https://5vp.tvoysadik.ru/

Согласовано
Педагогическим советом
МАДОУ детский сад № 5
Протокол № 2 от 28.08.2020г.

Утверждаю
Заведующий МАДОУ детский сад № 5
___________ И.С. Софронова
№01-03/116 28.08.2020г.

Положение о логопедическом пункте МАДОУ детский сад № 5
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с
- Конвенцией о правах ребенка;
- Федеральным законом (ФЗ) от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
федерации»;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) дошкольного
образования утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года
№1155;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО)»;
- Письмом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
«О направлении рекомендаций по вопросам образования обучающихся с нарушениями чтения и
письма» от 07.03.2019 г. № 02.01.81/2233;
- Уставом ДОУ;
- Основной образовательной программой ДОУ.
1.2 Настоящее положение регламентирует организацию работы и основные направления
деятельности учителя-логопеда в ДОУ, реализующей Основную образовательную программу
дошкольного образования в группах общеобразовательной направленности, обеспечивающие
возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, создание
условий для их личностного развития, педагогической реабилитации, успешной социализации.
- Логопедический пункт открывается ДОУ самостоятельным решением руководителя ДОУ
при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программнометодических и кадровых условий.
- Наличие логопедического пункта закрепляется локальным актом ДОУ.
- Для организации
деятельности
логопедического
пункта
в
штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда.
- Общее руководство и ответственность за деятельностью логопедического пункта несет
руководитель ДОУ.
- Руководитель ДОУ обеспечивает создание условий для проведения с детьми
логопедической работы.
2. Цели и задачи
2.1 Цель деятельности логопедического пункта: своевременное выявление и коррекция
нарушений устной речи детей дошкольного возраста.
2.2 Задачи:
осуществление диагностики речевого развития детей;

определение и реализация индивидуальной программы коррекционной работы с учетом
структуры и степени тяжести речевого недоразвития;
организация взаимодействия с психолого-медико-педагогическими комиссиями;
участие в консилиумах ДОУ;
организация взаимодействия всех участников образовательных отношений в реализации
комплексного подхода при преодолении речевого недоразвития детей;
консультативно-методическая, просветительская работа среди педагогов и родителей
(законных представителей) с целью профилактики речевого недоразвития у детей, а также для
адаптации условий образования к особенностям развития ребёнка.
3. Направления деятельности
3.1 Диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей с
недостатками речевого развития, проведение динамического наблюдения и подготовку
рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях ДОУ.
3.2 Коррекционно-развивающее направление способствует оказанию своевременной
специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков
устной речи в условиях ДОУ; с целью развития личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных качеств воспитанников.
3.3 Консультативное направление обеспечивает преемственность условий сопровождения
детей в ДОУ и семье.
3.4 Информационно-методическое
направлено на разъяснение всем участникам
образовательного процесса вопросов, особенностями образовательного процесса для детей с
речевыми нарушениями.
4. Организация логопедической работы
4.1 Комплектование.
4.1.1 Учитель-логопед осуществляет диагностику детей, нуждающихся в логопедической
помощи.
4.1.2 Учителем-логопедом с согласия родителей обследуются группы:
- в течение года обследуются дети среднего (4-5 лет), старшего (5-6 лет) дошкольного
возраста, с целью своевременного выявления речевых нарушений и оказания своевременной
квалифицированной помощи;
- в начале учебного года обследуются воспитанники выпускных групп (6-7 лет) с целью
определения условий продолжения образования.
4.1.3 Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основании заключения
ПМПК, при наличии свободных мест, по решению ПМПк ДОУ и заявлению родителей (законных
представителей).
Родителям детей, имеющих общее недоразвитие речи I,II,III уровня с клиническими
диагнозами (дизартрия, ринолалия, алалия), заиканием, задержкой психического развития
рекомендуется прохождение обследования в ПМПК в соответствии с Положением.
4.1.4 Комплектование лабильной группы осуществляется учителем-логопедом по
результатам диагностики детей, посещающих ДОУ и на основании заключений следующего
характера:
ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
ФНР (фонематическое недоразвитие речи);
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
ОНР (общее недоразвитие речи) различной этиологии (дизартрия, ринолалия, алалия).
4.1.5 Утверждение списочного состава детей, зачисленных на логопедический пункт,
осуществляется приказом руководителя ДОУ;
4.1.6 Данные об обследованных на логопедическом пункте детях вносятся учителемлогопедом в журнал регистрации с целью последующего распределения их в зависимости от
структуры речевого дефекта;
4.1.7 На каждого зачисленного на логопедический пункт ребенка заполняется речевая
карта;

4.1.8 Решение о завершении коррекционной работы с детьми по мере устранения у них
речевого недоразвития принимается консилиумом ДОУ.
4.2 Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 астрономических часов. Графики
работы логопедического пункта и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда
утверждаются приказом руководителя ДОУ.
4.2.1 Количество детей зачисленных на логопедический пункт на одну ставку учителялогопеда составляет не более 25 детей.
5. Форма организации логопедической работы.
5.1 Порядок оказания логопедической помощи в организации регулируется Положением
об оказании логопедической помощи в МАДОУ детский сад № 5.
5.2
Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несёт
воспитатель.
5.3 Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется следующим
образом: 75% - работа с детьми, 15% - консультативно-методическая работа, 10% - работа с
документацией; для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий
санитарно-гигиеническим нормам.
6. Участники коррекционно-логопедического процесса
6.1 Общее руководство логопунктом осуществляется заведующим МАДОУ:
- создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
- комплектование логопедического пункта, утверждение списка детей;
- организация кабинета, отвечающего санитарно-гигиеническим нормативам;
- осуществление контроля за деятельностью логопедического пункта.
6.2 Учитель-логопед:
проводит мониторинг речи детей, заносит результаты обследования в журнал
обследованияречи детей, формулирует логопедическое заключение;
подготавливает список воспитанников на логопункт на учебный год в соответствии
спредельной наполняемостью;
определяет периодичность и продолжительность логопедических занятий на
логопункте;
планирует и проводит коррекционно-логопедическую работу с детьми, зачисленными
на логопедический пункт, с целью коррекции или компенсации нарушений устной речи,
подбирает методы и технологии логопедического воздействия;
- отслеживает динамику устранения речевых нарушений у воспитанников. При
необходимости корректирует методы и приемы логопедической помощи;
- активно сотрудничает с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями) детей по вопросам устранения нарушений речи, освоения образовательной
программы дошкольного образования воспитанниками;
оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям
(законным представителям) по устранению речевых нарушений воспитанников, информирует о
ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации;
- повышает педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в
вопросах речевого развития детей дошкольного возраста;
повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующим нормативным документам;
- осуществляет связь со специалистами территориальной ПМПК;
ведет необходимую документацию на логопедическом пункте;
ежегодно предоставляет аналитическую справку о проведенной работе и
результативности коррекционно- логопедического воздействия.
1.1. Воспитатель:
создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и
профилактики нарушений устной и письменной речи воспитанников группы;

наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, выявляет предпосылки
и признаки формирования нетипичных вариантов устной речи воспитанников;
- в течение дня: на занятиях, в играх, во время режимных моментов контролирует
правильное произношение звуков воспитанниками, посещающими логопедические занятия – по
рекомендации логопеда;
взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями)
детей ДОУ по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования
воспитанниками, зачисленными на логопедический пункт;
1.2. Родители воспитанников МАДОУ:
- создают в семье благоприятные условия для речевого развития каждого ребенка;
выполняют
рекомендации
учителя-логопеда,
воспитателя;
формируют
положительное отношение к логопедическим занятиям, поощряют детей за достигнутые успехи;
принимают активное участие в жизни ДОУ и группы, посещают родительские
собрания, консультации, круглые столы, практикумы, организованные учителем-логопедом и
воспитателем группы.
проводят целенаправленную работу по закреплению и автоматизации у ребенка
навыков, сформированных учителем-логопедом во время занятий (регулярно отмечается в
тетради для индивидуальной работы и взаимосвязи с родителями).
7. Документация
7.1 Учитель-логопед ведёт контрольно-регистрирующую и планирующую документацию,
которая хранится пять лет и включает в себя:
- паспорт логопедического кабинета;
- Согласие родителя (законного представителя) на проведение логопедической диагностики
(Приложение 1);
- журнал первичного обследования речи детей, посещающих ДОУ;
- журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи с указанием возраста
и характера речевого нарушения;
- заявление родителя (законного представителя) об организации занятий для ребенка
(Приложение 2);
- копии приказов о зачислении детей на логопедический пункт;
- расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени;
- речевая карта на каждого ребёнка зачисленного на логопедический пункт (приложение 3);
- журнал движения детей на логопедическом пункте (Приложение 4);
- экран звукопроизношения детей, зачисленных на логопедический пункт (Приложение 5);
- перспективный (годовой) план работы учителя-логопеда (Приложение 6);
- аналитическая справка по результатам деятельности за год (приложение 7).
7.2 Формы, содержание документации разрабатываются учителем-логопедом на основе
нормативно-правовой базы, регулирующей работу логопедического пункта. Ответственность за
правильное и своевременное ведение документации возлагается на учителя-логопеда.

Приложение №1

Заведующему МАДОУ детский сад № 5
Софроновой И.С.
ФИО родителя (законного
представителя)

Согласие родителя (законного представителя)
на проведениелогопедической диагностики
Я,
ФИО родителя (законного представителя)

являясь родителем (законным представителем) воспитанника(цы)
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, дата рождения, группа)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка
«

»

202 г. /

(подпись)

/

(расшифровка подписи)

Приложение № 2

Заведующей МАДОУ детский сад № 5
Софроновой И.С.

от

ФИО родителя (законного представителя)

Заявление
Я,

ФИО родителя (законного представителя)

являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть)
(ФИО, дата рождения)

Прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в
соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии/ психолого-педагогического
консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть)

«

»

202 г. /

(подпись)

/

(расшифровка подписи)

Приложение № 3
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. ФИ ребёнка
1. Дата рождения
_ 3. Дата обследования
4.Возраст на момент обслед.
5. Домашний адрес
6. Родители
7. Сведения специалистов
1. Артикуляционный аппарат:
*строение: зубы
, язык
, прикус
, уздечка
* двигательные функции, саливация
2. Просодика: темп - норма, быстрый, медленный, голос - норма, тихий, громкий, гнусавый,
плавность – норма, с запинками, дыхание –норма, ключичное, затрудненное, мимика
3.Звукопроизношение:
*свистящие
*шипящие
*соноры
*другие нарушения
4. Фонематические процессы (фон. слух, восприятие):
*слоговые дорожки:
*найти 1 и последний звук, картинку со звуком
*хлопни на заданный звук
*звукослоговой анализ
*определение места звука в слове
5. Структура слова и предложения: лекарство
, сковорода
,
телевизор
, библиотека
, аквариум
клоун
Птичка свила гнездышко в кустах
В аквариуме плавают разноцветные рыбки
6. Словарь (соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен):
*обобщение:
*детеныши животных
*антонимы
*признаки и действия
*4 лишний
* времена года, профессии
7. Грамматический строй: * Предлоги
*Множ. число (дерево, лоб, глаз, окно, стул, ведро, лев, рот)_
*Падежные конструкции
*Род. пад. мн. ч. (нет чего?)
*Мой, моя, моё, мои

*Согласование сущ. с прил. и глаголами в роде и числе
*Согласование с числит. (счет 1-3-5: шар, елка, ведро)
Словоизменение: *притяж. прилагательные- следы медведя
дупло белки
, уши зайца
, лапы ежа
*качественные прилагательные (из дерева - какой стол? Шуба из меха..)

, хвост лисы

,

* уменьшительно-ласкательные слова
8. Связная речь: *предложение по картинке
*составление серии
*по сюжетной картине
*пересказ
9. Заключение логопеда:
10. Индивидуальный образовательный маршрут (направления логопедической работы)
1 Развитие артикуляционной моторики: артикуляционные упражнения; самомассаж языка, губ
2 Формирование правильного звукопроизношения:
постановка
автоматизация
дифференциация
3 Развитие фонематических процессов (подчеркнуть)
- формировать умение воспроизводить слоговые ряды; подбирать слова на заданный звук;
- формировать умение выделять слова из предложения; различать слоги со сходными звуками;
- формировать умение узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;
- формировать умение опознавать заданный звук в предложениях, словах, слогах, изолированно;
- закреплять навык определения позиции звука в слове; навык выделения первого звука в слове;
- закреплять навык определения последнего звука в слове; последовательности и кол. звуков в слове;
- закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков; на заданное количество слогов;
- формировать умения выделять предложения из текста.
4 Уточнение, обогащение словаря:
- формировать глагольный словарь;
- вводить в речь прилагательные;
- обогащать активный словарь наречиями;
- обучать подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов;
- уточнять слова, обозначающие временные понятия (части суток, дни недели, времена года);
5 Работа над слоговой структурой формировать умения произносить 3-4х сложные слова со стечением
согласных; упражняться в произношении слов сложной слоговой структуры в составе предложений.
6 Совершенствование грамматического строя речи:
- обучать употреблению существительных в косвенных падежах; обучать согласованию числ. с сущ.;
сущ. с прилагательными в роде, числе ипадеже; образованию прилагательных; образованию сущ. во
мн. числе; ум.-ласкательных форм;
- обучать согласованию сущ. с притяжательными местоимениями;
- обучать изменению форм глагола; употреблению в речи предлогов;
- обучать распространению предложений путем введения однородных членов;
7 Развитие связной речи: - развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;
- формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по
серии сюжетных картин, по сюжетной картине, по моделям, схемам;
- закреплять навык построения предложений из 3-4 слов; навык составления короткого рассказа по
картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.

8 Совершенствование психологической базы речи: игры и упражнения на совершенствование
словесно-логического мышления «Четвёртый лишний»; на развитие зрительного внимания «Что
изменилось?», «Чего не стало?»; и зрительного восприятия «На что похоже?»
9 Развитие мелкой моторики: - совершенствовать статическую организацию движений (точно
воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений);
- совершенствовать динамическую организацию движений (точно воспроизводить серию движений);
- формировать графомоторные навыки, пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка,
мозаика и конструктор, обводка и штриховка фигур

Приложение № 4
Журнал движения детей на логопедическом пункте при МАДОУ детский сад № 5
Учитель-логопед

№
п/п

Фамилия, имя
ребенка

Речевое
заключение

Дата
рождения

Заключение
ППк

№
протокола
ПМПК

Дата
ПМПК
(для ОНР)

Дата
зачисления

Дата
выпуска

Состояние речи и
рекомендации

Дата
Дата
Результат
начала окончания коррекционной
занятий
занятий
работы

Приложение № 5

1.
2.
3.
4.
Указываются условные обозначения коррекции звуков.

рь

р

ль

л

щ

ч

ж

ш

ц

зь

з

сь

№ Фамили
п/ я, имя
п ребенка

с

Экран звукопроизношения детей, зачисленных на логопедический пункт

Приложение № 6
Перспективный (годовой) план работы учителя-логопеда
на образовательный период МАДОУ детский сад № 5
№
п/п

Организационно-методическая работа
Вид и содержание работы

Срок

Отметка о
выполнении

Срок

Отметка о
выполнении

Срок

Отметка о
выполнении

Срок

Отметка о
выполнении

1.
2.
2. Работа с детьми
№
п/п

Вид и содержание работы

1.
2.
3. Работа с родителями
№
п/п

Вид и содержание работы

1.
2.
4. Работа с педагогами
№
п/п

Вид и содержание работы

1.
2.
5. Самообразование
№
п/п
1.

2.

Вид и содержание работы

Срок

Отметка о
выполнении

Приложение № 7
Аналитическая справка
по результатам деятельности учителя-логопеда
в
учебном году
на логопедическом пункте при МАДОУ детский сад № 5
Информационная справка:
Всего обследовано детей –

Выявлено с нарушениями речи –

На логопедический пункт зачислено –

Поставлено на очередь –

Сведения о достижениях детей,
посещающих логопедический пункт в

учебном году

Классификация речевых нарушений
ОНР

ФФНР

ФНР

начало года
середина года
конец года

Текстовой отчёт о проделанной работе:
1.
2.
3.
4.
5.

по каким направлениям была проведена работа;
что было достигнуто и какими путями;
что вызвало затруднения;
предложения и замечания по работе логопедического пункта
направления работы на следующий учебный год.

норма

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».