Дидактические игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития
09.06.2025
ИГРЫ С ВОДОЙ
«Разноцветные
кораблики»
Цель: развиваем представления
ребёнка об основных цветах (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный).
Оборудование: тазик с водой (или ванна), разноцветные
кораблики (6 цветов), пластмассовые рыбки (6 цветов).
Ход игры: Взрослый берёт рыбку зелёного
цвета (произносит название этого цвета, ребёнок повторяет за взрослым цвет). Затем просит ребёнка найти такого же цвета кораблик
и положить в него зелёную рыбку. Дальше взрослый берёт рыбку красного цвета,
вместе с ребёнком произносят название этого цвета. Ребёнку предлагается найти
кораблик красного цвета и положить в него рыбку. Так продолжается игра с
остальными корабликами и рыбками.
«Соберём
ракушки (камешки)»
Цель: уточняем представление о размере
объектов «большой-маленький», развиваем ручную моторику.
Оборудование: большой и маленький тазики с
водичкой (мисочки), большие и маленькие ракушки.
Ход игры: Взрослый просит ребёнка взять маленькую
ракушку и положить её в маленький тазик (мисочку). Затем просит ребёнка взять
большую ракушку и положить её в большой тазик. Все действия проговариваются и
повторяются несколько раз.
«Поймаем
шарики»
Цель: развиваем слуховое и зрительное
внимание, закрепляем представления о цвете, развиваем ручную моторику.
Оборудование: тазик с водой, рыбный
сачок, разноцветные теннисные шарики (6 цветов).
Ход игры:В тазике с водой плавают
разноцветные шарики. Взрослый просит ребёнка поймать шарик не красного и не
зелёного цвета. Значит, ребёнок ловит
шарики остальных цветов, кроме названных. Дальше взрослый самостоятельно может
давать инструкции.
«
Волшебная водичка»
Цель: развиваем слуховое внимание,
знакомимся со звуками, возникающими в процессе различных действий с водой.
Оборудование: ёмкости с водой (стаканчик,
миска, бутылочка).
Ход
игры: Взрослый
производит разные действия с водой, сопровождая их словесными пояснениями. Он
показывает, как вода капает, льётся, журчит. Ребёнок вместе с взрослым существляет
действия с водой, сопровождая их речью. Постепенно задание можно усложнять.
Взрослый
просит ребёнка закрыть глазки, внимательно слушать и отгадывать, что сейчас
будет происходить с водичкой. В это время взрослый производит разные действия с
водой, таким образом, чтобы она капала, лилась, журчала.
«
Цифры – рыбки»
Цель: закрепляем названия цифр, совершенствуем навыки
прямого и обратного счёта в пределах 10, развиваем мелкую моторику.
Оборудование: тазик с водой, пластиковые цифры.
Ход игры: Ребёнку предлагается поиграть с
цифрами – рыбками, плавающими в воде. Сначала взрослый просит ребёнка брать цифры
по порядку (начиная с цифры 1 и заканчивая цифрой 10). Ребёнок берёт цифры по
одной и «приклеивает» их на кафельную плитку. Затем задание постепенно
усложняется. Ребёнок начинает
приклеивать цифры в обратном порядке (начиная с цифры 10 и заканчивая цифрой 1).
«Угадай
цифру, плавающую на животе»
Цель: закрепляем названия цифр в
пределах 10, совершенствуем навыки счёта.
Оборудование: тазик с водой, цифры.
Ход
игры: В тазике
лежат перевёрнутые цифры. Ребёнок сначала вылавливает и приклеивает к стене
цифры (начиная с цифры 1 и заканчивая цифрой 10), затем в обратном порядке (начиная
цифрой 10 и заканчивая цифрой 1)Таким образом,
ребёнок составляет последовательные цифровые ряды. Играем с предлогами: «перед», «после», «между». Взрослый
просит ребёнка назвать цифру, которая стоит между цифрами «2» и «4», «3» и
«5» и т.д.
Какая цифра стоит перед
цифрой «6»? Какая цифра стоит после цифры «4»? Взрослый может самостоятельно давать
дальнейшие инструкции.
«Уточки
в озере»
Цель: учимся решать задачи на сложение и
вычитание в играх-драматизациях.
Оборудование: тазик (ванна), пластмассовые
уточки или другие плавающие игрушки.
Ход
игры: Задача на
сложение. Взрослый рассказывает ребёнку содержание задачи и просит повторить
условия задачи.
Затем наглядно и совместно решают
задачу: «В озере плавали три уточки. Потом приплыла ещё одна утка. Сколько
всего уточек плавают в озере?» Ребёнок выполняет игровые действия в
соответствии с ходом задачи и решает её на наглядном материале.
Задача на вычитание. «В озере
плавали шесть уток. Две уточки уплыли. Сколько уточек осталось?» Ребёнок
выполняет игровые действия и решает задачу. Добивайтесь от ребёнка полных ответов на
вопросы задачи.
ИГРЫ
С ПЕСКОМ
«
Узоры на песке»
Цель: развиваем тактильную
чувствительность, воображение, совершенствуем движение ладоней и пальцев.
Оборудование: поднос с влажным песком.
Ход игры: Перед ребёнком находится поднос с
песком. Взрослый предлагает ему создать различные узоры с помощью отпечатков
ладоней, кулачков, пальчиков. Предлагаемые узоры и рисунки: ромашка, солнышко,
травка, дерево и т.д.
«Дорисуй
фигурки»
Цель: закрепляем названия геометрических
фигур, развиваем графомоторные навыки.
Оборудование: поднос с влажным песком.
Ход
игры: Вариант 1. Взрослый начинает рисовать часть фигуры
(например, квадрат). Ребёнок пытается узнать и назвать эту фигуру, а затем
самостоятельно дорисовывает её.
Вариант 2.
Взрослый начинает рисовать часть цифры. Ребёнок пытается узнать и правильно
назвать эту цифру, а затем самостоятельно дорисовывает её.
«
Следы на песке»
Цель: развиваем слуховое внимание,
закрепляем навыки счёта, развиваем мелкую моторику.
Оборудование: Поднос с влажным песком, бубен.
Ход игры: Взрослый просит ребёнка послушать
и сосчитать удары бубна. Затем ребёнок показывает нужное количество пальчиков и
называет их число. После этого опускает в песок пальчики, оставляя определённое
количество следов.
«Дорожки»
Цель: закрепляем понятия «длинный -
короткий», развиваем мелкую моторику.
Оборудование: поднос с влажным песком, разноцветные
пуговки.
Ход игры: Взрослый рисует ребёнку две
дорожки: одну длинную, вторую короткую. Затем просит ребёнка выложить короткую
дорожку зелёными пуговками, а длинную дорожку красными пуговками. После этого, ребёнок,
чередуя указательный и средний пальчики «идёт» по дорожкам.
«Считаем
предметы»
Цель: закрепляем навыки счёта и названия
цифр, развиваем мелкую моторику.
Оборудование: влажный песок, цифры, камешки,
ракушки.
Ход
игры: Взрослый
показывает ребёнку любую цифру в пределах 10 Ребёнок называет эту цифру. Затем находит в песке соответствующее
этой цифре нужное количество камушков.
Можно усложнить задание. Взрослый
отхлопывает в ладоши определённое количество ударов.
Ребёнок
считает их, находит и называет правильно цифру. После этого в песке находит
нужное количество ракушек. Игра продолжается столько раз, сколько цифр знает
ребёнок, и пока у него есть игровой интерес.
«
Рисуем геометрические фигуры»
Цель: закрепляем знания ребёнка о
геометрических фигурах, развиваем тактильную чувствительность, мелкую моторику.
Оборудование: влажный песок, картонные
геометрические фигуры, платок.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку посмотреть
и пощупать любую фигуру, например круг, а потом нарисовать её пальчиком на песке
и спросить, какую фигуру он нарисовал. Сначала упражнение выполняется с
открытыми глазами. Затем взрослый ребёнку завязывает платком глаза и даёт ему в
руки геометрическую фигуру. Ребёнок ощупывает её. Взрослый убирает фигуру и
снимает платок. Ребёнок рисует фигуру на песке. Для рисования предлагаются различные фигуры
(квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг, ромб).
«Большой-средний-маленький»
Цель: закрепление представлений о
величине (большой-средний- маленький), умения сравнивать предметы по величине,
развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Оборудование: песок, пуговицы разной величины.
Ход игры: Ребёнок в произвольной
последовательности выкладывает ряд пуговиц, чередуя их по величине. Затем
«идёт» по ним указательным пальчиком, проговаривая величину пуговиц. Затем под
инструкцию взрослого выкладывает ряд пуговиц в заданной последовательности с
самостоятельным продолжением дорожки. Например: взрослый просит положить на
песок большую-среднюю-маленькую пуговку. Ребёнок кладёт пуговицы, а затем продолжает
самостоятельно выкладывать дорожку. Можно предлагать разные варианты:
маленькая-средняя- большая пуговка; большая-маленькая-средняя пуговка; две
больших и одна маленькая и т.д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.06.2025
Дата обновления: 10.06.2025
Дата публикации: 09.06.2025