06.12.2023
МАДОУ детский сад№5 разработано Положение об организации инклюзивного образования.
Ссылка: https://5vp.tvoysadik.ru/upload/ts5vp_new/files/bd/16/bd16cb49d9ffcec8fda2dd3524370827.pdf
Положение об организации работы педагогических работников с воспитанниками с ОВЗ в МАДОУ детский сад №5
https://5vp.tvoysadik.ru/upload/ts5vp_new/files/5b/39/5b391db43c3afd99736db107418c4359.pdf
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 Образовательная программа МАДОУ детский сад №5
Стр.172
Адаптированные образовательные программы по нозологиям:
для детей С ЗПРhttps://5vp.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=80
для детей с УО https://5vp.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=81
Коррекционно-развивающая работа
организуется:
‒ по
обоснованному запросу педагогов и родителей (законных представителей);
‒ на основании результатов психологической
диагностики; ‒ на
основании рекомендаций ППК.
Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ детский сад № 5 реализуется в форме
групповых и/или индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его ООП на основе рекомендаций ППК Организации.
В образовательной практике определяются нижеследующие категории целевых
групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения
их в программы психолого-педагогического сопровождения:
1)
нормотипичные
дети с нормативным кризисом развития;
2)
обучающиеся с
особыми образовательными потребностями (ООП):
‒ с ОВЗ и
(или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
‒ обучающиеся по
индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского
заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто
болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью
острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и
наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков
ребёнком в посещении ДОУ;
‒ обучающиеся,
испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии,
социальной адаптации;
3)
дети и (или)
семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в
нормативно установленном порядке;
4)
дети и (или)
семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные,
склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном
порядке;
5)
обучающиеся
«группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных
проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая
(завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).
КРР с обучающимися целевых групп осуществляется в ходе всего
образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в
совместной деятельности детей в условиях дошкольной группы, так и в форме
коррекционно-развивающих групповых/индивидуальных занятий.
КРР
строится дифференцированно, в зависимости от имеющихся у обучающихся дисфункций
и особенностей развития (в познавательной, речевой, эмоциональной,
коммуникативной, регулятивной сферах) и должна предусматривать индивидуализацию
психолого-педагогического сопровождения.
Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОУ включает следующие блоки:
1) Диагностическая
работа включает:
‒ своевременное
выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;
‒ раннюю (с
первых дней пребывания обучающегося в ДОУ) диагностику
отклонений
в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
‒ комплексный
сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от
специалистов разного профиля;
‒ определение
уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями
в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
‒ изучение
уровня общего развития обучающихся (с учётом особенностей нозологической
группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и
взрослыми;
‒ изучение
развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
‒ изучение
индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей
обучающихся;
‒ изучение
социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
‒ изучение
уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающегося;
‒ изучение
направленности детской одаренности;
‒ изучение,
констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности;
‒ мониторинг
развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в
их развитии;
‒ выявление
детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической
адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы
имеющихся трудностей;
‒ всестороннее
психолого-педагогическое изучение личности ребёнка; выявление и изучение
неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;
‒ системный
разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым
(индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.
2) Коррекционно-развивающая
работа включает:
‒ Выбор
оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих
программ/методикопсихолого-педагогического сопровождения в соответствии с его
особыми(индивидуальными) образовательными потребностями;
‒ организацию,
разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и
социализации;
‒ коррекцию и
развитие высших психических функций;
‒ развитие эмоционально-волевой
и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;
‒ развитие
коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта
обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;
‒ коррекцию и
развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;
‒ создание
условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярковыраженной
познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной
направленностью одаренности;
‒ создание
насыщенной развивающей предметно - пространственной среды для разных видов
деятельности;
‒ формирование
инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей
иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением
культуры иидентичности, связанных состранойисхода\происхождения;
‒ оказание
поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих
обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной
защиты;
‒ преодоление
педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить
неадекватные методы воспитания в семье вовзаимодействии родителейм (законныхпредставителей)
с детьми;
‒ помощь в
устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.
3)
Консультативная работа
включает:
‒ Разработку
рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в
обучении социализации, единых для всех участников образовательных отношений;
‒ консультирование
специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и
приемов работы собучающимся;
‒ консультативную
помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания
иприемовкоррекционно-развивающей работы с ребенком.
4)
Информационно-просветительская
работа предусматривает:
-
различные
формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды,
печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение
участникам образовательных отношений — обучающимся (в доступной для дошкольного
возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам —вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями
в обучениии социализации;
-
проведение
тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий
обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями вобучении и социализации.
5)
Реализация
КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами согласно нозологических групп осуществляется в
соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой ДО (далее
ФАОП ДО). КРР с обучающимися с ОВЗ и детьмиинвалидами должна предусматривать
предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии,
затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений
психического и физического развития средствами коррекционной педагогики,
специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов
компенсации дефицитарных функций, неподдающихся коррекции, в том числе с
использованием ассистивных технологий.
6)
КРР с детьми, находящимися под диспансерным
наблюдением, в том числе часто болеющими детьми, имеет выраженную специфику. Детям, находящимся
под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющим детям, свойственны:
быстрая утомляемость, длительный период восстановления после заболевания и
(или) его обострения (не менее 4-х недель), специфические особенности
межличностного взаимодействия и деятельности (ограниченность круга общения
больного ребёнка, объективная зависимость от взрослых (родителей (законных
представителей), педагогов), стремление постоянно получать от них помощь). Для
детей, находящихся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющих
детей, старшего дошкольного возраста характерны изменения в отношении ведущего
вида деятельности – сюжетно-ролевой игры, что оказывает негативное влияние на
развитие его личности и эмоциональное благополучие. В итоге у ребёнка
появляются сложности в освоении программы и социальной адаптации.
Направленность коррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися под
диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющими детьми включает:
•
коррекцию/развитие
коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер познавательных
процессов;
•
снижение тревожности;
•
помощь в
разрешении поведенческих проблем;
• создание условий для успешной социализации,
оптимизация межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Включение ЧБД в программу КРР, определение индивидуального маршрута
психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основании
медицинского заключения и рекомендаций ППК по результатам психологической и
педагогической диагностики.
7) Направленность коррекционно-развивающей работы с одаренными
обучающимися включает:
•
определение
вида одаренности, интеллектуальных и личностных особенностей детей, прогноз
возможных проблем и потенциала развития.
•
вовлечение
родителей (законных представителей) в образовательный процесс и установление с
ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития
одаренного ребёнка, как в ДОУ, так и в условиях семенного воспитания;
•
создание
атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребёнку,
обстановки, формирующей у ребёнка чувство собственной значимости, поощряющей
проявление его индивидуальности;
•
сохранение и
поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и
творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
•
формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости;
организация предметно-развивающей, обогащённой
образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную для развития различных
видов способностей и одаренности.
Включение ребенка в программу КРР, определение индивидуального маршрута
психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основезаключения ППК
по результатам психологической и педагогической диагностики.
8) Направленность
КРР с
билингвальными воспитанниками, детьми мигрантов, испытывающими трудности с пониманием государственного языка РФ, включает:
•
развитие
коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его
эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям;
•
формирование
уверенного поведения и социальной успешности;
•
коррекцию
деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую
языковуюи культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия);
•
создание
атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку.
Таким
образом, работу по социализации и языковой адаптации детей иностранных граждан,
обучающихся в организациях, реализующих программы ДО в РФ, рекомендуется
организовывать с учетом особенностей социальной ситуации каждогоребенка
персонально.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей данной целевой группы может осуществляться в контексте
общей программы адаптации ребенка к ДОУ. В случаях выраженных проблем
социализации, личностного развития и общей дезадаптации ребенка, его включение
в программу КРР может быть осуществлено на основе заключения ППК по результатам
психологической диагностики или по запросу родителей (законных представителей)
ребенка.
9) К
целевой группе обучающихся «группы риска» могут быть отнесены дети, имеющие
проблемы с психологическим
здоровьем; эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия,
раздражительность, тревога, появление фобий); поведенческие проблемы (грубость,
агрессия, обман); проблемы неврологического характера (потеря аппетита);
проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность,
выраженная нереализованная потребность в лидерстве); проблемы регуляторного
характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения,
двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).
Направленность
КРР с воспитанниками, имеющими девиации развития и поведения включает:
•
коррекция/развитие
социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы;
•
помощь в
решении поведенческих проблем;
•
формирование
адекватных, социально-приемлемых способов поведения;
•
развитие рефлексивных
способностей;
•
совершенствование способов саморегуляции.
Включение
ребенка из «группы риска» в программу КРР, определение индивидуального маршрута
психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ППК
по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу
педагога/родителей (законных представителей).