06.12.2023
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом
правильное произношение звуков,
правильное произношение слов,
громкость и скорость речевого высказывания,
ритм,
паузы,
тембр,
логическое ударение и пр.,
нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
нормальное функционирование слухового аппарата,
наличие полноценной окружающей речевой среды
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:
формирование правильного звукопроизношения,
четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
развитие голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
формирование правильного речевого дыхания,
формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),
воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха
Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д.).
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:
на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.)
Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов), сюжетно-ролевые, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ "Детский сад №5"- https://5vp.tvoysadik.ru/upload/ts5vp_new/files/31/3a/313ad8a323295f4af58af479a52dc202.pdf
СТР .76