Рабочая программа учителя-дефектолога

1

Содержание
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Нормативно-правовые документы
1.3.
Цели и задачи реализации программы
1.4.
Принципы и подходы к формированию программы
1.5.
1.5.1.
1.6.
II.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.4.1.
2.4.2.

Целевые ориентиры и планируемые результаты
Целевые ориентиры
Конкретизация требований к планируемым результатам освоения
программы детьми с ОВЗ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Профессиональная коррекция нарушений
Модель коррекционно-развивающего процесса
Специфика реализации основного содержания программы с детьми с ОВЗ
Перспективное тематическое планирование коррекционно12-1
развивающейработы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы
учителя-дефектолога с детьми 5 – 6 лет
Тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы
учителя-дефектолога с детьми 6 – 7 лет

Форма организации работы
Взаимодействие педагогических работников в процессе
реализациииндивидуальной образовательной программы
2.7.
Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Организация коррекционно-развивающей предметнопространственной среды.
3.2.
Список литературы

Стр
3
3
4
4

7
9
10
10-12
13-17
16
17-19

19-22

2.5.
2.6.

23
25

27

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность

На современном этапе модернизации российского образования одним из
приоритетных направлений является образование и полноценное развитие
детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся дети
- с нарушением слуха,
- с нарушением зрения,
- с нарушением опорно-двигательного аппарата,
- с нарушениями интеллекта,
- с расстройствами эмоционально-волевой сферы,
- со множественными нарушениями
При воспитании и обучении таких детей существует ряд проблем,
обусловленных их психофизическими особенностями:
- стойким нарушением познавательной деятельности,
- недоразвитием высших познавательных функций,
- конкретностью и поверхностностью мышления,
- несформированностью всех операций речевой деятельности,
- нарушением словесной регуляции поведения,
- незрелостью эмоционально-волевой сферы,
- несформированностью произвольности и целенаправленности всех видов
деятельности,
- низкой работоспособностью.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал только при условии вовремя
начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения,
удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их
особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их
развития. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей
специфику воспитания и обучения детей с ОВЗ, является актуальной.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования и ориентирована на использование программы в
разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с особыми
образовательными потребностями.
1.2 Нормативно-правовые документы

Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы
коррекционно-развивающей работы составляют:
1. Закон РФ от 29.12.2012 N 273- ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября
2013 г. №1155
3. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №4» комбинированного вида
3

Основной базой рабочей программы является Адаптированная
образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 5».
Также при составлении программы использовались рекомендации ряда
парциальных программ и методические материалы:
- Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой
психического развития/Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой.
- Программа воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта/Под
ред. Екжановой, Е.С Стребелевой,
- Программа специальных коррекционных образовательных учреждений
IV вида (для детей с нарушением зрения)/Под ред. Л.И.Плаксиной,
- Программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред.
Лопатиной Л.В.,
- Комплексная программа развития детей дошкольного возраста
с аутизмом «Расцвет»/Скрипник Е.В.,
- Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в
развитии «Маленькие ступеньки»/ Мойра Питерси,
- Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста/Под
ред. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., и др.
I.3. Цели и задачи реализации программы
Целью настоящей Программы является построение целостного
педагогического процесса, направленного на своевременную коррекцию
интеллектуальных, речевых, сенсорных и моторных нарушений у детей с ОВЗ
для их всестороннего развития, обогащения их социального опыта и
гармоничного включения в коллектив сверстников.
Задачи:
 Определение особенностей организации образовательного процесса в
соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой
нарушения развития и степенью выраженности (согласно рекомендациям
психолого-медико-педагогической комиссии);
 Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы
дефектолога в соответствии с программным содержанием;
 Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;
 Всестороннее развитие всех психических процессов воспитанников с
учетом их возможностей, потребностей и интересов;
 Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Теоретической и методологической основой коррекционного обучения
являются положения, разработанные Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, В.И.
Лубовским и др., нашедшие отражение в принципах коррекционного
обучения:

4

1. Этиопатогенетический принцип позволяет учитывать этиологию
(причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей, особенно в
дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна
сходная симптоматика. Соответственно методы и содержание коррекционной
работы будут различным, в зависимости от причин и механизмов,
обусловивших конкретное недоразвитие.
2. Принцип комплексного подхода предусматривает участие различных
специалистов в диагностике и коррекционной работе с каждым ребенком.
3. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития,
учитывающий общность развития нормально развивающихся детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
4. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании,
обеспечивающий наиболее интенсивное психическое развитие ребенка в
рамках ведущей деятельности.
5. Принцип социально адаптирующей направленности образования.
Коррекция и компенсация недостатков в развитии ребенка с ОВЗ позволяет
обеспечить позитивную социализацию и индивидуализацию развития личности
воспитанников.
6. Комплексно-тематический принцип предлагает выбор смысловой темы,
раскрытие которой осуществляется в разных видах деятельности. Выбор темы
определяется рядом факторов: сезонностью, социальной и личностной
значимостью, интересами и потребностями детей в группе.
7. Концентрический принцип предусматривает постепенное (из года в
год) углубление и расширение программного содержания в рамках одних и тех
же смысловых тем.
8. Принцип интеграции усилий специалистов. Формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка происходит в
различных видах деятельности во всех пяти образовательных областях.
9. Принцип
психологической
комфортности
предполагает
психологическую защищенность ребенка и обеспечение эмоционального
комфорта.
Помимо принципов коррекционного обучения в программе реализуются и
общедидактические принципы:
• принцип наглядности обеспечивает организацию обучения с опорой на
непосредственное восприятие предметов и явлений, в процессе восприятия
участвуют различные органы чувств. В процессе обучения используются
различные наглядные средства: предметные (реальные предметы и их копии –
муляжи, макеты, игрушки), образные (иллюстрации, слайды, картины,
фильмы), условно символические (знаки, схемы, символы, формулы). Выбор
средств наглядности зависит от характера недостатков в развитии, возраста
детей, содержания учебной программы и от этапа обучения;
• принцип
доступности
обеспечивает
учет
возрастных
и
психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального
развития и потенциальных возможностей каждого из них. Все обучение
проблемного ребенка строиться с опорой на «зону ближайшего развития»;

5

• принцип индивидуального и дифференцированного подхода учитывает
как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические
особенности, свойственные всем детям каждой нозологической группы;
• принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет
обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых
основ культуры личности ребенка, развитие психических процессов,
интеллектуально-волевых качеств;
Частные принципы (с учетом нозологической формы):
Для детей с нарушениями слуха:
- широкое использование и развитие остаточного слуха;
- применение
звукоусиливающей
аппаратуры
коллективного и
индивидуального
пользования
в
непосредственно
образовательной
деятельности и в режимные моменты (слуховые аппараты и другие технические
устройства);
- использование в общении с детьми речевых средств как в естественных,
так и в специально созданных ситуациях.
Для детей с нарушениями зрения:
- использование средств тифлотехники, специальных оптических средств
(очки, лупы, линзы и др.), тактильных панелей (наборы материалов разной
текстуры), которыми можно осязать и совершать различные манипуляции;
- создание офтальмологических условий в группах и лечебных кабинетах
и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учётом
интересов, способностей и потребностей ребёнка;
- опора на остаточное зрение или специфические способы восприятия;
- предупреждение зрительного утомления.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;
- соблюдение ортопедического режима;
- наличие специальных кресел с подлокотниками, специальных столов,
корректоров осанки; пандусов;
- наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузки
организации образовательного процесса (организация режима дня, режима
ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности, проведение
физкультурных пауз и т. д.);
- коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности
двигательных умений и навыков, коррекции нарушений психического и
речевого развития;
- отражение всех сведений и впечатлений об окружающем тремя
способами — действием, речью, изображением.
Подходы к формированию программы:
1. Культурно-исторический подход к развитию человека (Л.С. Выготский)
определяет ряд принципиальных положений программы (необходимость учета
интересов и потребностей ребенка дошкольного возраста, его зоны ближайшего
развития, ведущей деятельности возраста; понимание взрослого как главного
носителя культуры в процессе развития ребенка; организацию

6

образовательного процесса в виде совместной деятельности взрослого и детей и
др.) Он также предполагает определение целей программы с учетом
современной социокультурной среды, в том числе особенностей российского
общества и основных тенденций его развития.
2. Индивидуальный подход. Индивидуализация предполагает учет
возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка,
поскольку в группах компенсирующей направленности воспитанники имеют
нарушения различной степени тяжести.
3. Дифференцированный подход. Осуществляется в зависимости от
психического состояния и способов ориентации воспитанников в познании
окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы
с детьми, оригинальных наглядных пособий и методики индивидуально–
подгруппового обучения.
4. Деятельностный подход. Реализуется в коррекции недостатков психофизического развития у воспитанников компенсирующих групп в разных видах
деятельности.
1.5.Целевые ориентиры и планируемые результаты усвоения рабочей
программы.
1.5.1.Целевые ориентиры.

В соответствии с ФГОС ДО требования к планируемым результатам
освоения
образовательной
программы
дошкольного
образования
устанавливаются в виде целевых ориентиров - социальных и психологических
характеристик личности ребенка на этапе завершения дошкольного
образования.
Моторное развитие
у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
он подвижен, владеет основными движениями;
может контролировать свои движения и управлять ими;
формируется зрительно-двигательная координация
Социальнокоммуникативное
развитие

проявляет готовность и способность к общению с
взрослыми и сверстниками;
проявляет инициативу и самостоятельность в игре и
общении; старается разрешать конструктивно разрешать
конфликты;

7

демонстрирует достаточный уровень игровой
деятельности: способен к созданию замысла и развитию
сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому
взаимодействию, к коллективной игре; появляется
способность к децентрации;
ребенок обладает начальными знаниями о себе и
социальном мире, в котором он живет;
ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения
к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства,;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и личной гигиены;
осваивает некоторые моральные нормы и правила
поведения; оценивает поступки других людей, литературных
и персонажей мультфильмов;
ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Познавательное
развитие

становится любознательным, проявляет интерес к
предметам и явлениями окружающего мира, к
экспериментированию; задает вопросы, устанавливает
причинно-следственные связи, способен к простейшим
умозаключениям;
начинает выделять существенные признаки и оперировать
ими; осваивает обобщающие понятия;
у ребенка сформированы элементарные пространственные
(в том числе квазипространственные) представления и
ориентировка во времени;
осваивает элементарные математические представления
(осваивает количественный и порядковый счет в пределах
десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит
цифру и число, решает простые задачи с опорой на
наглядность)

8

Речевое развитие

способен к построению речевого высказывания в ситуации
общения; осваивает основные лексико-грамматические
средства языка;
может составлять рассказы по серии сюжетных картинок
или по сюжетной картинке;
осваивает звуко-слоговой анализ и синтез, соотносит звук
и букву, осваивает основы грамоты;
ребенок знаком с произведениями детской литературы;
знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи

1.6.Конкретизация требований к планируемым результатам усвоения
программы детьми с ОВЗ.
Возможность достижения указанных планируемых результатов зависит от
ряда факторов, в том числе:

от характера, структуры и степени выраженности первичных
нарушений (слуха, зрения, интеллекта и др.);

от наличия и степени выраженности вторичных нарушений:
психофизических свойств детей с ОВЗ (скорости целенаправленных
психических процессов, выносливости, эффективности долговременной
памяти), свойств, обеспечивающих управление психическими процессами
(устойчивости целенаправленного поведения, гибкости психических процессов,
торможения психических реакций, планирования поведения);

сенсомоторных
возможностей
(удержания
равновесия
и
передвижения,
зрительно-моторной
координации,
билатерального
взаимодействия рук);

интегративных возможностей (зрительно-моторного, слухоречевого
подражания, ориентировочно-исследовательского поведения).
В условно-обобщенной форме влияние особенностей развития детей с ОВЗ на
освоение программы и, соответственно, на достижение ими планируемых
результатов программы можно представить следующим образом:
Содержание программы
Дети с:

Социальнокоммуникативное
развитие

Речевое развитие

Познавательное
развитие

- нарушениями
слуха

Затруднено

Затруднено

Затруднено

- нарушениями
зрения

В пределах нормы

В пределах нормы

Затруднено

В пределах нормы или
затруднено (у детей с
заиканием, тяжелыми
нарушениями речи)

Затруднено

В пределах нормы

- нарушениями речи

9

- нарушениями
ОДА
- нарушениями
интеллекта
- ЗПР
- расстройствами
аутистического
спектра
- множественными
нарушениями
развития

В пределах нормы

В пределах нормы или
затруднено (у детей с
дизартрией)

В пределах нормы

Затруднено освоение всего содержания Программы, либо освоение
Программы невозможно, необходимо осуществление социальной
адаптации (для детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта)
В пределах нормы

Затруднено

Затруднено

Затруднено

Затруднено

В пределах нормы

Затруднено

В случае невозможности комплексного освоения воспитанниками с ОВЗ
программы из-за тяжести нарушений развития, подтверждённых в
установленном
порядке
ПМПК,
результаты
освоения
основной
образовательной программы определяются с акцентом на социальную
адаптацию и социальное развитие воспитанников.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Профессиональная коррекция нарушений.
Коррекция рассматривается как система психолого-педагогических мер,
направленных на исправление и (или) ослабление недостатков в
психофизическом развитии.
Профессиональная коррекция нарушений – это планируемый и особым
образом организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные
положения:
 коррекционная работа включается во все направления деятельности
дошкольной образовательной организации;
 содержание коррекционной работы – это система оптимальной
комплексной (педагогической, психологической, медицинской)
поддержки, направленной на преодоление и ослабление недостатков
психического и физического развития дошкольников с ОВЗ.
Таким образом, целью коррекционной работы с детьми с ОВЗ является
максимальное всестороннее развитие в соответствии с возможностями каждого
ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций,
обеспечивающих готовность к дальнейшему обучению и социальную
успешность.
2.2.Модель коррекционно-развивающего процесса.
Для достижения результата коррекционно-образовательной деятельности –
устранения недостатков в психофизическом развитии дошкольников с ОВЗ,
коррекционный процесс можно представить в виде следующей модели:

10

Раздел
работы
1. Диагностический
блок

2. Организационный
блок
3. Блок анализа и
планирования

4. Блок коррекционно развивающих занятий

5. Блок
профилактической и
консультативной
работы.

Содержание раздела
1. Обследование дошкольников, зачисленных в
группы компенсирующей направленности.
2. Сбор медицинских и педагогических сведений
о раннем развитии ребенка.
3. Психолого-педагогическое и медицинское
наблюдение за детьми с ОВЗ.
4. Динамическое наблюдение в процессе
обучения, промежуточные срезы.
5. Диагностика результативности коррекционнопедагогического процесса.
1. Формирование подгрупп с учетом возраста и
выявленных нарушений.
2. Занесение результатов обследования в карты,
оформление необходимой документации.
1. 1. Анализ результатов диагностики и
планирование индивидуальной программы
коррекционной помощи по устранению
выявленных недостатков.
2. Тематическое планирование подгрупповых
занятий.
3. Перспективное планирование индивидуальной
коррекционной работы с детьми
1. Коррекционно-развивающая работа по
познавательному развитию.
2. Коррекционно-развивающая работа по
речевому развитию.
3. Коррекционно-развивающая работа по
развитию высших психических функций.
4. Совместная коррекционно-развивающая
работа с инструктором по физической
культуре по развитию общей моторики.
1. Оказание индивидуальной консультативной
помощи родителям, дети которых посещают
группы компенсирующей направленности
(обсуждение результатов обследования,
требований и методических рекомендаций
дефектолога).
2. Оказание индивидуальной консультативной
помощи педагогам ДОУ, работающих на
группах компенсирующей направленности
(обсуждение результатов обследования,
требований и методических рекомендаций по
коррекции выявленных нарушений).
11

6. Блок методического
обеспечения

3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.

5.
7. Блок оптимизации
коррекционно педагогического
процесса

1.
2.
3.

8. Блок контроля

1.
2.
3.

Участие в родительских собраниях.
Проведение открытых занятий для родителей.
Проведение консультаций практикумов
Совместные проекты.
Научно-методическая помощь работникам
ДОУ в по вопросам коррекции.
Изучение и внедрение вариативных форм
оказания коррекционной помощи.
Пополнение картотеки игр и упражнений по
познавательному развитию детей с ОВЗ.
Участие в работе методических объединений и
выступления на педагогических советах.
(аналитический отчет о проведенной
коррекционной работе за учебный год).
Обобщение передового педагогического опыта
(посещение открытых мероприятий)
Улучшение материальной базы: дальнейшее
оборудование кабинета дефектолога.
Приобретение и изготовление пособий,
дидактического материала, литературы.
Использование ТСО, создание аудио-,
видеобиблиотеки.
Проведение тестовых срезов
Информация о работе учителя-дефектолога на
методических советах.
Подведение итогов работы за учебный год.
Сдача отчета-анализа о проделанной работе.

2.3.Специфика реализации основного содержания программы с
детьми с ОВЗ
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Для детей с нарушениями слуха особенно необходим показ способов
выполнения всех доступных видов игры и труда, объяснение их
последовательности, возможности совместных действий, действий по образцу
и словесной инструкции. Задача, которая должна решаться педагогами
постоянно (в течение всего срока реализации основной образовательной
программы дошкольного образования), — это преодоление стереотипного
процессуального характера игровых действий
Для детей с нарушениями зрения актуально создание необходимых
офтальмологических условий для преодоления отставания в развитии игровой
и трудовой деятельности, а также преодоление вербализма и обогащение
чувственной основы деятельности (например, организация экскурсий и
наблюдений, в процессе которых у детей происходит слияние словесных
представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и
явлениями общественной окружающей жизни).
12

Для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо: использование
различных речевых ситуаций при формировании у детей навыков
самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, элементов труда и др.
для работы над пониманием, усвоением и одновременно прочным
закреплением соответствующей предметной и глагольной лексики; называние
необходимых предметов, использование предикативной лексики, составление
правильных фраз при осуществлении всех видов детской деятельности с
включением речевой ситуации (при затруднении — помочь актуализировать
ранее изученную тематическую лексику); использование производимых
ребёнком действий для употребления соответствующих глаголов,
определений, предлогов; переход от словосочетаний и предложений к
постепенному составлению детьми связных текстов; побуждение детей
пользоваться речью в процессе изготовления различных поделок, игрушек,
сувениров и т. д. (называние материала, из которого изготавливается поделка,
инструментов труда, рассказ о назначении изготавливаемого предмета,
описание хода своей работы; дети учатся различать предметы по форме, цвету,
величине); стимулирование развития и обогащения коммуникативной
функции речи в непринуждённой обстановке на заданную тему (это позволяет
учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной
деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа:
повествования, описания, рассуждения).
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: воспитание
интереса и потребности детей в трудовой деятельности, активности действий
на доступном по двигательным возможностям уровне — самостоятельно, с
помощью других детей и взрослых; развитие двигательных умений и навыков,
мелкой моторики, координированных движений рук, зрительно-моторной
координации; формирование познавательных и социально значимых мотивов
в игровой деятельности; развитие общественных форм поведения; развитие у
детей творческого отношения к игре (условное преобразование
окружающего); преодоление простого механического действия в игровой
деятельности.
Для детей с ЗПР в число приоритетных коррекционных направлений
работы включаются следующие: развитие познавательной активности,
обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах
деятельности; формирование мотивационных, ориентировочно-операционных
и регуляционных компонентов ведущих видов деятельности коррекция
недостатков в эмоционально-волевой сфере; преодоление недостатков в
речевом развитии; формирование коммуникативной деятельности.
Для детей с нарушениями интеллекта образовательная область
«социально-коммуникативное развитие» включает следующие моменты:
приобщение к социальному миру и построение отношений с другими людьми;
формирование готовности к усвоению способов общественного опыта (в
процессе начального этапа коррекционной работы; совместные действия
взрослого и ребёнка; указательные жесты; подражание действиям взрослого;
действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы

13

ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы,
практическое примеривание, зрительная ориентировка).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Для детей с нарушениями слуха: наблюдение на занятиях и экскурсиях,
осмотр предметов и их изображений, просмотр кинофильмов, составление
тематических альбомов, лото и др.; формирование интереса и желания к
деятельности (рисовать, лепить, конструировать и т. д.) в процессе
наблюдений, рассматривания, обыгрывания, соотнесения продуктов
деятельности с реальными игрушками и предметами; опора на зрительное
восприятие в процессе сенсорного воспитания детей; накопление образов и
соединение их со словом: чувственный опыт детей закрепляется в слове,
уточняются и расширяются значения слов, связанных с воспринимаемыми
предметами и объектами; за словесными обозначениями видятся конкретные
объекты, различающиеся по цвету, форме, величине.
Для детей с нарушениями зрения: обогащение и расширение
чувственного опыта детей, что позволяет избежать появления вербализма;
формирование приёмов целенаправленного восприятия с помощью
алгоритмизации; расширение объёма представлений о предметах и явлениях,
восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка (силуэты,
контуры); формирование представления о деталях предметов, мало
доступных для восприятия; формирование представления о движущихся
предметах и их восприятие на расстоянии; обучение на полисенсорной основе
с использование сохранных анализаторов выделению и узнаванию предметов
среди других (по существенным признакам, на основе овладения приёмом
сравнения), определению его свойств и назначения.
Для детей с нарушениями речи: развитие фонематического анализа;
развитие пространственно-временных представлений и оптикопространственного гнозиса развитие способности к символизации,
обобщению и абстракции; расширение объёма произвольной вербальной
памяти; формирование регуляторных процессов, мотивации общения.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: развитие
зрительного восприятия: тренировка движения глаз в поиске предмета, в
прослеживании и его зрительной фиксации; тренировка зрительного
внимания; развитие пространственных представлений в тесной связи с
тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием; последовательное
формирование
пространственной
дифференциации
самого
себя,
представление о схеме тела, перемещение его в пространстве, обучение
ориентации в пространстве; обогащение чувственного и практического опыта
детей, развитие их кругозора, активизация мыслительной деятельности и
развитие речи (специальные занятия).
Для детей с ЗПР: расширение и систематизация представлений об
окружающей действительности; формирование умения наблюдать, выделять
существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты
сходства и различия, классифицировать предметы, делать обобщения и
выводы (предметом внимания ребёнка являются различные стороны

14

окружающей его действительности — мир природы и мир социальных
отношений); развитие у детей элементарных представлений о признаках
предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также
выполнение простейших счётных операций, умения составления и решения
арифметических задач на сложение и вычитание.
Для детей с нарушениями интеллекта: развитие ориентировочнопоисковой деятельности; формирование возрастных психологических
новообразований, которые способствуют становлению новых мотивов,
побуждающих к различным видам детской деятельности; развитие
восприятия и формирование перцептивных действий — проб, примеривания,
зрительного соотнесения; формирование целостного восприятия и
представления о предметах, отражающего существенные связи и зависимости
в той или иной области; обогащение чувственного опыта ребёнка в процессе
развития чувственного познания.
Образовательная область «Речевое развитие»
Для детей с нарушениями слуха: формирование у глухих детей словесной
речи; упорядочение и приведение в систему всех усваиваемых в конкретных
речевых условиях средств общения; планомерное узнавание детьми значений
слов и целых высказываний; мотивированное речевое общение с детьми в
процессе практической деятельности поддержание всех проявлений речи
ребёнка, каким бы ни был их уровень; побуждение детей к активному
применению речи; использование остаточного слуха как необходимого
условия формирования устной речи и общения; овладение специфическими
для каждой деятельности словами и фразами с дальнейшим уточнением и
конкретизацией; развитие языковой способности; работа над значением слов
и накоплением речевого материала в связи с тематической организацией
занятий; уточнение значений слов , формирование и развитие у глухих детей
навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе)
Для детей с нарушениями зрения: развитие осязания, мелкой моторики и
подвижности артикуляционного аппарата; формирование обследовательских
действий и ориентировки; развитие звукоразличения и автоматизация звуков,
поставленных логопедом; предметно-практические действия (подражательная
игра) с активным включением в работу различных анализаторов;
автоматизация звуков в предложениях, уточнение и расширение словаря;
выполнение простых последовательных действий в рамках сюжета;
совершенствование неречевых средств общения; обогащение словаря и
развитие образности речи на основе предметной отнесённости слова; развитие
внешней речи в самостоятельной практической деятельности ребёнка.
Для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи):
- I уровень развития речи: развитие понимания речи; развитие активной
подражательной речевой деятельности;
- II уровень развития речи: активизация и выработка дифференцированных
движений органов артикуляционного аппарата; подготовка артикуляционной
базы для усвоения отсутствующих звуков; постановка отсутствующих звуков,
их различение на слух и первоначальный этап автоматизации на уровне

15

слогов, слов; развитие понимания речи; активизация речевой деятельности и
развитие лексико-грамматических средств языка; развитие произносительной
стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи;
- III уровень развития речи: развитие понимания речи и лексикограмматических средств языка; развитие произносительной стороны речи;
развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи; подготовка к
овладению элементарными навыками письма и чтения;
- IV уровень развития речи: развитие сохранных компонентов языка
ребёнка, которые послужат базой для дальнейшего совершенствования его
речевого развития; совершенствование произносительной стороны речи;
совершенствование лексико-грамматической стороны речи; развитие
самостоятельной развёрнутой фразовой речи; подготовка к овладению
элементарными навыками письма и чтения.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: формирование
готовности органов артикуляционного аппарата к воспроизведению речи:
спокойно открыть и закрыть рот, удерживая его в определённом положении;
вытянуть губы трубочкой (достать губами леденец, который находится на
расстоянии ото рта; уменьшение расстояния при трудности выполнения и т.
д.); улыбаться ненапряжённо, показывать верхние и нижние передние зубы
(необходимо для произнесения звука «и»), спокойно, без напряжения смыкать
губы и удерживать их в таком положении (проводится в положении сидя
перед зеркалом, голова по средней линии); развитие силы голоса, его высоты
и интонации; развитие артикуляционных движений и речи; произнесение тех
или иных слов, элементарных фраз.
Для детей с ЗПР: развитие речевого слуха; звукового анализа и синтеза;
инициативной речи и мышления; уточнение, расширение и систематизация
словарного запаса; ознакомление с предложением и словом в предложении;
подготовка к обучению технике письма.
Для детей с нарушениями интеллекта: развитие коммуникативной
направленности общения; развитие фонематического слуха, слухового
внимания и восприятия; формирование готовности органов артикуляционного
аппарата к воспроизведению речи; формирование у детей невербальных форм
коммуникации (умения фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза
партнёра по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником,
пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкцию: «дай», «на»,
«возьми»); понимание и использование указательных жестов; овладение
предпосылками грамоты; формирование механизмов артикуляции и слухового
анализатора; зрительной памяти и зрительного контроля; зрительно-моторной
координации и моторного контроля.
2.4.Перспективное тематическое планирование коррекционноразвивающей работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Данное тематическое планирование, составленное с учетом возраста,
психофизических особенностей детей и в соответствии с комплексным
подходом предполагает изучение каждой темы в течение одной-двух недель,

16

что даёт возможность многократно повторять изучаемый материал и
обеспечивает более прочное его усвоение.
2.4.1.Тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы
учителя-дефектолога с детьми 5-6 лет.

месяц

С
е
н
т
я
б
р
ь
О
к
т
я
б
р
ь

Ознакомление с
окружающим

Развитие элементарных
математических представлений

Развитие высших
психических функций.

1, 2 недели

Диагностика

3 неделя
«Игрушки»

Соотнесение числа и количества. Выделение лишнего.
Цифра 1. Геометрическая фигура Продолжи ряд.
круг.

4 неделя
«Осень»

Сравнение предметов. Понятие
«сверху», «снизу».

Знакомство с образованием и
составом числа 2. Признаки
предметов.
2 неделя
Понятия «высокий-низкий»,
«Овощи»
«выше-ниже», «одинаковые по
высоте», «спереди-сзади».
3 неделя
Закрепление понятий «больше«Овощи-Фрукты» меньше». Сравнение предметов
по одному-двум признакам.
1 неделя
«Фрукты»

Диагностика

«Сложи картинку»
Выделение лишнего.
«Угадай по описанию»
«Разложи фрукты и
овощи».
Продолжи ряд.

17

4 неделя
«Дары осени»

Н
о
я
б
р
ь

Д
е
к
а
б
р
ь

Я
н
в
а
р
ь
Ф
е
в
р
а
л
ь

Образование числа 3,
знакомство с цифрой 3. Один –
много – мало – несколько.
1неделя
Высокий - низкий, выше – ниже, «Чего не хватает?».
«Домашние
одинаковые по высоте.
Подбери по цвету.
«Зашумленные
животные»
картинки».
2 неделя
Прямой и обратный счет в
Лишняя картинка,
«Домашние
пределах 3. Квадрат.
лишнее слово
животные»
Длинный – короткий, длиннее – «Кого больше
3 неделя
(меньше)?»
«Дикие
короче, одинаковые по длине.
Далеко – близко.
животные»
4 неделя
Образование числа 4 и
«Дикие
знакомство с цифрой 4. Больше
– меньше.
животные»
1 неделя
Длинный – короткий, длиннее – «Продолжи ряд»
«Зима»
«Предметы и
короче, одинаковые по длине.
Внутри – снаружи.
контуры»
«Нарисуй дорожку
2 неделя
Составление числа 4 разными
красным или синим
«Зима»
способами. Столько же,
цветом». «Сложи
поровну.
3 неделя
Цифра 0. Знакомство с тетрадью картинки».
«Какое число
«Зимующие
в клетку.
пропущено?»
птицы»
4 неделя
Закрепление «больше –
«Новогодний
меньше». Уравнение групп
предметов.
праздник»
1-2 недели – каникулы
3 неделя
«Посуда»
4 неделя
«Посуда»
1 неделя
«Транспорт»
2 неделя
«Транспорт»
3 неделя
«День защитника
Отечества»

Образование и состав числа 4.
Треугольник.
Образование числа 5.
Знакомство с цифрой 5. Вчера –
сегодня – завтра, раньше –
позже.
Порядковый счет до 5. Состав
числа 5.
Числовой ряд до 6. образование
числа 6. Части суток, их
последовательность.
Образование числа 7.
Сравнение множеств.

«Сложи картинки».
«Назови лишний
предмет»
Продолжи ряд.
Что вчера, что
сегодня?
Выделение лишнего.
Сравнение множеств.
Запомни и повтори
предложение.
Подбери пару.

18

4 неделя
«Одежда»

М
а
р
т

1 неделя
«Мамин день.
Моя семья»
2 неделя
«Одежда, обувь»
3 неделя
«Мебель»
4 неделя
«Мебель»
1 неделя
«Весна»

А
п
р
е
л
ь

М
а
й

2 неделя
«Весна»
3 неделя
«Перелетные
птицы (прилет)»
4 неделя
«Предметы
гигиены»
1 неделя
«День победы»
2 неделя
«Насекомые»
3,4 недели
Повторение.

Образование числа 8. Равенство
и неравенство, сравнение
количества.
Числовой ряд до 8. Круг,
квадрат, треугольник.

Таблицы Шульте.
Рассыпанные слова.
«4-лишний.
Образование числа 9. Сравнение «Предметы и
контуры»
множеств.
Числовой ряд до 9. Повторение.
Образование числа 10.
Повторение.
Соотнесение числа и количества.
Повторение.
Выделение количества больше,
чем названное число на 1.
Сравнение предметов по
размеру. Составление групп
предметов с заданными
свойствами.
Выделение количества большего
или меньшего, чем названное
число на 1 .
Повторение изученного за год.

Таблица Шульте.
«4-лишний.
«Предметы и
контуры»
Кубики Кооса.

Рассыпанные слова.
Сложи картинку.

2.4.2Тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы
учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет.
месяц

С
е
н
т

Ознакомление с
окружающим

1, 2 недели
3 неделя
«Игрушки»

Развитие элементарных
математических представлений

Развитие высших
психических функций.

Диагностика

Диагностика

Цвет предметов.
Один – много - столько же.
Числа от 1 до 10

Выделение лишнего
признака по цвету.
Рассмотри и запомни

19

я
б
р
ь

4 неделя
«Осень»

Большой - маленький.
Образование числа 2. Числа 110.

1 неделя
«Фрукты»
О
к
т
я
б
р
ь

Н
о
я
б
р
ь

Д
е
к
а
б
р
ь
Я
н
в
а

Большой - маленький.
Образование числа 2. Цифра,
число и количество в пределах
10.
2 неделя
Образование числа 3. Цифра,
«Овощи»
число и количество в пределах
10.
3 неделя
Количество предметов. Состав
«Овощи-Фрукты» 3. Геометрические фигуры.
4 неделя
Количество и счет. Состав чисел
«Дары осени»
2 и 3. Геометрические фигуры.

картинки.
Продолжи ряд.
Ориентировка на листе
бумаги.
Зашумлённые
предметы. Обведи
нужным цветом.
Продолжи ряд.
Ориентировка в
пространстве
относительно своего
тела и на листе бумаги
«4-лишний»

1неделя
«Домашние
животные»
2 неделя
«Домашние
животные»
3 неделя
«Дикие
животные»
4 неделя
«Дикие
животные»
1 неделя
«Зима»
2 неделя
«Зима»

Количество предметов. Состав
4. Геометрические фигуры.

Запомни и назови.
«Четвёртый лишний».
Дорисуй предмет.
Состав числа 4. Геометрические Чего не хватает?
«Нелепицы».
фигуры.
«Кто чем питается».
Образование числа 5. Состав
числа 5. Образование числа 6.

3 неделя
«Зимующие
птицы»
4 неделя
«Новогодний
праздник»
1-2 недели

Состав числа 7. Образование
числа 8. Вычитание.

Каникулы

Каникулы

3 неделя
«Посуда»

Состав числа 8. Сложение и
вычитание. Образование числа
9.

Простые аналогии.
Сложи фигуру из
палочек.

Состав числа 5. Образование
числа 6. Сложение.
Состав числа 6. Образование
числа 7. Сложение.
Состав числа 6. Образование
числа 7. Вычитание.

«Нелепицы».
«Четвёртый лишний».
«Зашумлённые
предметы».
«Лишнее слово»
Классификации.

Состав чисел 7 и 8. Сложение и
вычитание.

20

р
ь

Ф
е
в
р
а
л
ь

4 неделя
«Посуда»

1 неделя
«Транспорт»
2 неделя
«Транспорт»
3 неделя
«День защитника
Отечества»
4 неделя
«Одежда»
1 неделя
«Мамин день.
Моя семья»
2 неделя
«Одежда, обувь»

М
а
р
т

3 неделя
«Мебель»
4 неделя
«Мебель»
1 неделя
«Весна»

А
п
р
е
л
ь

М
а
й

2 неделя
«Весна»
3 неделя
«Перелетные
птицы (прилет)»
4 неделя
«Предметы
гигиены»
1 неделя
«День победы»

Состав числа 9. Вычисление в
«Какое слово нужно
пределах 10. Образование числа исключить?»
10.
«4-ый лишний»
Заплаточки.
«Нелепицы».
Состав числа 8. Порядковый
«Четвёртый лишний».
счёт в пределах 10.
Состав числа 9. Решение задач. Пересчёт
геометрических фигур.
Количество и счёт.
«Что изменилось?»
Состав числа 10. Решение задач. Дорисуй предмет.
Количество и счёт. Равенство и Разложи серию
неравенство совокупностей
сюжетных картинок и
предметов.
составь рассказ.
Состав числа 10. Решение задач.
Состав числа 10. Решение задач. «Нелепицы».
Выполни группировку.
Количество предметов.
Лабиринт.
Запомни и повтори.
Решение задач. Цвет. Форма.
Размер предметов. Состав числа Работа с серией
сюжетных картинок.
10.
Вычеркни нужным
Решение задач. Сравнение
цветом.
предметов по высоте.
Пространственные и временные Дорисуй.
понятия.
Решение задач. Сравнение
предметов по высоте.
Пространственные и временные
понятия.
Решение задач. Сравнение
Запомни слова.
предметов. Цвет. Форма. Размер. Четвёртый лишний.
Построй дом из
Пространственные и временные геометрических фигур.
понятия. Сравнение предметов Разрезные картинки.
Нелепицы.
по длине. Сутки.
Таблицы Шульте.
Решение задач. Сравнение
предметов по длине.
Геометрические фигуры.
Пространственные и временные
понятия. Сравнение предметов
по ширине.
Составление задач. Размер
Четвёртый лишний.
предметов. Сложи в уме числа и Зашумлённые
назови результат. Сравнение
предметы.

21

предметов по толщине.
2 неделя
«Насекомые»

Решение задач. Сравнение
предметов по толщине. Размер
предметов.

3,4 недели
Повторение.

Решение задач. Повторение.

Подбери по форме.

2.5. Формы организации работы.
Программа реализуется через специально организованные коррекционнообразовательные занятия. Вся коррекционно-развивающая работа для детей с
ОВЗ по форме проведения делится на подгрупповую и индивидуальную. Это
объясняется тем, что дети не в полном объеме владеют пониманием речи,
усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием
имеющихся специфических особенностей психической деятельности и,
следовательно, не могут усваивать материал на фронтальных занятиях. В
зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, возраста детей, а
также их психологических и характерологических особенностей, количество
воспитанников в подгруппах варьируется по усмотрению от 2—3 до 5—6
человек. В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть
меньше, чем к концу обучения.
Учебный год условно делится на 2 периода:
1 период – сентябрь – декабрь;
2 период – январь – май.
Продолжительность непосредственно-образовательной деятельности
определяется СанПиН в зависимости от возраста детей и составляет 15 минут
для среднего, 20 минут для старшего и 25 минут для подготовительного
возраста. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной
группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности нарушения.
Количество занятий распределено по периодам и в соответствии с годовым
планом учреждения, методическими рекомендациями по развитию и обучению
воспитанников с ОВЗ.
На индивидуальные занятия с каждым ребёнком отводится 10-15 минут 23 раза в неделю. Работа проводится с одним воспитанником или малыми
подгруппами (по 2-3 человека), в соответствии с дефектом и этапом работы.
Учёт индивидуальных занятий фиксируется в табели посещаемости
занятий детьми.
Кроме того, для реализации поставленных задач используются и другие
формы работы: комплексные тематические и интегрированные занятия,
праздники, конкурсы (викторины), специально спланированные тематические
сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, организованные исследования

22

объектов окружающего мира, экспериментирование, целенаправленное
наблюдение за явлениями в природе и за свойствами объектов, через
проектную деятельность, целевые просмотры видеофильмов (фрагментов) и
презентаций, тематические беседы и др.
2.6. Взаимодействие педагогических работников в процессе
реализации индивидуальной образовательной программы.
Коррекционно-воспитательная работа на группе с детьми с ОВЗ
осуществляется под руководством учителя–дефектолога и тесной взаимосвязи с
воспитателем и другими специалистами ДОУ.
Часть задач реализуется через занятия с воспитателем, который проводит
их по заданию учителя-дефектолога. Совместная работа учителя-дефектолога и
воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный
подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического
развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает
условия для активизации познавательных навыков.
Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
проводят занятия с целой группой детей по музыкальной и двигательной
деятельности.
Коррекционная направленность занятий обеспечивает детям овладение
первоначальными знаниями, умениями и навыками, а также способствует
развитию высших психических функций (ВПФ): восприятия, внимания,
мышления, памяти, речи. Пребывание в специальных условиях способствует
эффективности развития игровой деятельности детей, их личности (интересах,
мотивации учения, взаимоотношений и общения).
Образовательные области

Содержание
коррекционной
работы

СоциальноЭлементарные
коммуникативное навыки культуры и
развитие
поведения. Навыки
невербальной
и
вербальной
коммуникации.
Общение и речевое
развитие.
Социально-бытовые
навыки.

Специалисты,
Виды
осуществляющие деятельности по
кор. работу
осуществлению
коррекции

Воспитатель
Дефектолог
Учитель-логопед
Педагогпсихолог

Повседневная
деятельность,
игра,
специальноорганизованные
занятия,
повседневное
общение,
обучение
родителей
невербальным
способам
коммуникации,
организованная
педагогом

23

деятельность в
режимных
моментах
Познаватель- ное
развитие

Речевое развитие

Художествен ноэстетическое
развитие

Физическое
развитие

Знакомство с
окружающим
миром.
Сенсорное развитие
всех видов
восприятия.
Создание
целостного образа
окружающего
Речевое развитие,
вербальная
коммуникация
Формирование
интереса к
творческим видам
деятельности.
Обучение способам
действий в
различных видах
продуктивной
деятельности.
Знакомство с
различными
материалами и
способами их
использования.
Формирование
певческих и
музыкальноритмических
навыков
Создание условий,
побуждающих к
двигательной
активности.
Развитие основных
двигательных
навыков.

Дефектолог
Воспитатель
Учитель-логопед
Педагогпсихолог

Повседневная
деятельность,
специальноорганизованные
занятия, игры

Учитель-логопед
Дефектолог
Воспитатель
Педагогпсихолог
Музыкальный
руководитель
Воспитатель
Дефектолог

Специальноорганизованные
занятия,
повседневное
общение, игры
Специально
организованные
занятия.
Организованная
педагогом
деятельность в
режимных
моментах.
Игры

Инструктор по
физ. культуре
Воспитатель
Дефектолог

Игры,
специально
организованные
занятия,
организованная
педагогом
деятельность в
режимных

24

моментах
Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях
психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ с участием всех
педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательной
программы.
2.7.Взаимодействие с семьей ребенка
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском
саду (группе) необходимых условий для развития ответственных и
взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих
целостное развитие личности детей, повышение компетентности родителей в
области развития детей с ОВЗ.
Основной задачей работы с родителями детей с ОВЗ является содействие
семье в создании условий, способствующих максимальному развитию детей и
стимулированию их собственного потенциала развития.
Основные формы взаимодействия с семьей:
* Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи.
* Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых
дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания,
оформление информационных стендов, организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание
памяток.
* Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских
праздников, конкурсов, семейных праздников, прогулок, к участию в детской
исследовательской и проектной деятельности.
* Совместные занятия специалистов с детьми и их родителями позволят
вовлечь семью в процесс сопровождения.
Также немаловажным является создание и правильное оформление
информационного стенда для родителей, что позволяет своевременно сообщать
им о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для
родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам
воспитания.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1.

Организация
коррекционно-развивающей
предметнопространственной среды.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
кабинета дефектолога соответствует требованиям Стандарта и санитарноэпидемиологическим требованиям.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря в кабинете учителя-дефектолога в соответствии с
Программой должны обеспечивать:

25

- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и крупой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая
среда создает возможности для успешного устранения психо-физического
недоразвития, преодоления отставания в развитии; позволяет ребенку проявлять
свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной
деятельности;
стимулирует
развитие
творческих
способностей,
самостоятельности, инициативности; помогает утвердиться в чувстве
уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному
развитию личности.
Кабинет дефектолога имеет зональную структуру. В нем можно выделить
несколько основных зон:
 Зона методического, дидактического и игрового сопровождения содержит
следующие разделы:
• материалы по обследованию детей;
• методическая литература по коррекционной педагогике;
• учебно-методические планы и другая документация учителя-дефектолога;
• пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в
коробках, пластиковых контейнерах, папках и конвертах);
• картотеки словесных и настольно-печатных пособий содержат
разнообразные игры для развития познавательной деятельности и высших
психических функций;
• наборы предметных картин по всем лексическим темам;
• серии сюжетных картин;
• пособия для развития всех видов моторики.
 Информационная зона для педагогов и родителей расположена на стендах:
в коридоре, в групповых приемных и регулярно обновляется. В кабинете имеется
подборка популярных сведений о развитии детей с ОВЗ и коррекции имеющихся
у них дефектов;
 Зона подгрупповых занятий оборудована магнитной доской, детским
столом, компьютером.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы
является наличие основной документации:
• списки детей;
• карта дефектологического обследования на каждого ребенка;
• индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка;
• годовой перспективный план мероприятий, направленных на
диагностику и коррекцию нарушений у детей (консультации, семинары
для воспитателей ДОУ и родителей);
• журнал посещаемости занятий;

26

• тетрадь взаимосвязи с воспитателями.
В процессе коррекционной работы задействуется и полифункциональная
интерактивная среда, представленная в МАДОУ специально организованной
сенсорной комнатой. Она может выступать в роли и:
- темной сенсорной комнаты – это особым образом организованная
окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые
воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. и помогают
ребенка с ТНР развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют,
комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими
его людьми.
- светлой сенсорной комнаты – это среда для взаимодействия ребенка
совместно со взрослым или самостоятельно с определенными мягкими
модулями. В такой комнате представлены в определенной логической
последовательности разные мягкие модули, шариковый бассейн, сенсорные
(аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы. Это оборудование позволяет в
привычном для ребенка пространстве выполнять различные предметнопрактические и игровые действия, максимально реализовать потребность в
движениях и игре в приспособленной, безопасной среде.
3.2. Методическая литература:
1. Адаптированная образовательная программа МАДОУ «Детский сад
№ 5»
2. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующеговида для детей с нарушениями интеллекта Е.А.
Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением
интеллекта».
3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями
в развитии «Маленькие ступеньки». - Мойра Питерси, Робин
Трилор и др.
4. Лынская М.И. «Формирование речевой деятельности у
неговорящихдетей с использованием инновационных технологий»;
5. Ершова Н.В., Аскерова И.В., Чистова О.А. «Занятия с
дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого
развития. Ранний дошкольный возраст»;

27

6. Борякова

Н.Ю. «Ранняя диагностика и коррекция задержки
психическогоразвития»;
7. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития
детей раннего и дошкольного возраста» с наглядным материалом;
8. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е. «Настольная книга педагогадефектолога»;
9. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие речевого восприятия
длядетей 5-6 лет»;
10. Морозова И.А., Пушкарева
М.А. «Развитие
элементарных
математических представлений для детей 5-6 лет»;
11. Морозова И.А., Пушкарева
М.А. «Развитие
элементарных
математических представлений для детей 6-7 лет»;
12. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим
длядетей 5-6 лет»;
13. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим
длядетей 6-7 лет»;
14. Данилова Л.А. «Коррекционная
помощь детям с задержкой
психофизического и речевого развития»;
15. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении»;
16. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями
вразвитии»;
17. Филатова И.А. «Развитие
пространственных представлений у
дошкольников с нарушениями речи»;
18. Колганова В.С., Пивоварова
Е.В.
Нейропсихологические
занятия с детьми», в 2-х частях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».