06.12.2023
Особенности реализации воспитательного процесса
Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №5"
Образовательная программа МАДОУ детский сад №5
Рабочая программа воспитания
стр.177
Рабочая
программа воспитания (далее – Программа) реализуется в рамках образовательной
программы дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения Детский сад №5 (далее ДОУ) г. Верхняя Пышма.
Программа осуществляет образовательный процесс на уровне дошкольного
образования на основе требований Федерального Закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся», с учетом Плана мероприятий по реализации в
2021-2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования и
преемственности целей, задач Примерной программы воспитания для
общеобразовательных организаций, одобренной решением Федерального
учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020
г. № 2/20).
Программа
воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который
понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление
о человеке.
Под
воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде[1].
Основу
воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные
ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные
ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения
к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого
культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие
свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном
развитии многонационального народа России[2].
Программа
воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов
России[3].
Вся
система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОУ, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности
Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности
милосердие, жизнь, добро лежат в
основе духовно-нравственного направления воспитания
Ценности
человек, семья, дружба,
сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.
Ценность познание
лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценности
жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность
труд лежит в основе трудового
направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые
ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и
с традиционными ценностями российского общества.
С
учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, в
программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов
воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает
социальное партнерство ДОУ с другими учреждениями образования и культуры
(музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного
образования детей.
Работа
по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников предполагает
преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального
общего образования. Рабочая образовательная программа воспитания в ДОУ строится
на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях
формировании воспитывающей, личностно развивающей среды, отражает интересы и
запросы участников образовательных отношений в лице:
ребенка,
признавая приоритетную роль его личностного развития на основе
возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и запросов; родителей ребенка (законных представителей) и членов его семьи;
государства и общества.
Программа воспитания является компонентом
основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с этим
структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и
организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
Воспитание
детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное
развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в
условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах
жизни и деятельности на основе формирования ядра базовых ценностей Российского
общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная
солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и
как общее будущее. В процессе разработки
и реализации Программы детей дошкольного возраста требуется знание и понимание
современных факторов, оказывающих влияние на воспитание и личностное развитие ребенка;
особенностей психологического развития ребенка в условиях всеобщей
цифровизации; гибкость в вопросах оперативного внесения в программы изменений,
предопределенных документами стратегического планирования Российской Федерации,
развитием территорий и отраслей; готовность к взаимодействию, обратной связи и
информационной открытости в отношении социальных партнеров ДОУ. Программа
основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается
как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке,
на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных
субъектов национальной жизни. Реализация программы основана на сетевом
взаимодействии с разными субъектами воспитательно-образовательного пространства.
Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и
консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия
личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему «малой
Родины», Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского
гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной
социализации.
В ходе
реализации Программы стремимся к следующим результатам в части воспитания
обучающихся, которые составлены в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и нашли дальнейшее отражение при формировании личностных качеств
гражданина, необходимых для сохранения и передачи ценностей следующим
поколениям: - безусловное уважение к жизни во всех ее проявлениях, признание ее
наивысшей ценностью; - осознание
ценности здоровья, установка на активное здоровьесбережение человека; - любовь к Отечеству, осознание себя
гражданином России – продолжателем традиций предков, защитником Земли, на
которой родился и вырос;
-
осознание
личной ответственности за Россию;
-
признание
ценности жизни и личности другого человека, его прав и свобод, признание за
другим человеком права иметь свое мнение;
-
готовность к
рефлексии своих действий, высказываний и оценке их влияния на других людей;
внутренний запрет на физическое и психологическое воздействие на другого
человека;
-
субъектность, активная
жизненная позиция;
-
правовое самосознание,
законопослушность;
-
готовность в
полной мере выполнять законы России;
-
уважение к
чужой собственности, месту постоянного проживания;
-
осознание
себя гражданином многонациональной России, частью народа, проявляющий интерес и
уважение к культуре, русскому языку и языкам предков;
-
готовность
заботиться о сохранении исторического и культурного наследия страны и развитии
новых культурных направлений;
-
принятие и
сохранение традиционных семейных ценностей народов России;
-
уважение к
различным вероисповеданиям, религиям;
-
забота о
природе, окружающей среде;
-
экологическое самосознание и
мышление;
-
осознание
себя частью природы и зависимости своей жизни и здоровья от экологии;
-
забота о
слабых членах общества, готовность деятельно участвовать в оказании помощи
социально-незащищенным гражданам;
-
осознание
ценности образования; уважение к педагогу;
-
готовность
учиться на протяжении всей жизни;
-
стремление к
саморазвитию и самосовершенствованию во всех сферах жизни; - проектное
мышление;
-
готовность к
продуктивному взаимодействию и сотрудничеству;
-
интеллектуальная
самостоятельность; критическое мышление;
-
познавательная активность;
-
творческая
активность и готовность к творческому самовыражению;
-
свобода
выбора и самостоятельность в принятии решений;
-
социальная
активность и мобильность; активная гражданская позиция;
-
уважение к
труду, осознание его ценности для жизни и самореализации; трудовая и
экономическая активность.
Целевые
ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом
выпускника ДОУ и с базовыми духовно- нравственными ценностями. Планируемые
результаты определяют направления рабочей программы воспитания.
Отчет о самообследовании деятельности за 2022 год -https://5vp.tvoysadik.ru/upload/ts5vp_new/files/5b/b0/5bb03a5630f5c5a66a03dfb0b384b3d1.pdf