Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Образовательные программы (АОП) , методы обучения и воспитания;
учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника, тьютера);
проведение коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций.
В МАДОУ "Детский сад № 5" из специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидов осуществляется :
* Образовательные программы (АОП) по нозологическим группам:
*для детей с ЗПР
*для детей с УО
* индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Для успешной реализации образовательного процесса детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные маршруты развития. Для сопровождения, включения и обучения детей с ОВЗ в МАДОУ "Детский сад №5" имеются специалисты: педагог-психолог, учителя-логопеды,
С целью информационной доступности для
граждан с нарушением слуха на территории Свердловской области продолжается
оказание информационных и консультативных услуг по Единому социальному телефону
через доступ к службе качественного, моментального перевода жестового языка в
режиме реального времени.
Доступ к универсальной платформе
перевода жестового языка SOL («Сурдо-онлайн»: универсальная
платформа перевода жестового языка) доступен с любого устройства
пользователя, оснащенного Web-камерой.
Для обращения необходимо:
— нажать на кнопку, размещенную на сайте
ГКУ СОН СО «Организационно-методический центр социальной помощи», или перейти
по ссылке https://connecta.space/ekbhelp.php;
— дождаться, когда на экране появится
сурдопереводчик;
— задать интересующий вопрос.
Сурдопереводчик с помощью специалиста
Единого социального телефона:
8-800-300-8-100 предоставит
необходимую консультацию.
Услугами могут воспользоваться граждане,
проживающие на территории Свердловской области.
График предоставления услуг: понедельник-пятница
с 10.00 до 17.00.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний дошкольниками с ОВЗ и (или) инвалидностью, дают им возможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.
В МАДОУ "Детский сад № 5" есть:
1) Кабинет педагога-психолога
2) Кабинеты учителей-логопедов (1 единица)
3) Сенсорная комнатаВ данных кабинетах создаются следующие условные зоны:
* Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными столами, стеллажами с пособиями и литературой.
* Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.
* Релаксационная, для отдыха и снятия напряжения. Оборудована мягкими модулями, подушками, матрацами, сухим бассейном, водно-пузырьковой колонной, светоотражающими элементами.
* Сенсорного опыта — для формирования знаний о физических свойствах предметов и явлений. В ней собраны игры и пособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные ощущения .
* Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации, трафареты.
* Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специализированный инклюзивный кабинет, который предназначен для индивидуальных практических занятий педагогов и тьюторов с воспитанниками ДОУ, имеющими особенности развития в МАДОУ "Детский сад № 5 "отсутствует.
Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы. Цель кабинета— устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в жизнь дошкольного учреждения.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Во всех группах МАДОУ "Детский сад № 5" обеспечен беспрепятственный доступ к детской художественной литературе всем детям, в том числе лицам с ОВЗ и (или инвалидностью).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал расположен на 3 этаже здания МАДОУ "Детский сад №5". В зале имеется спортивное оборудование и инвентарь, тренажеры, на территории есть 2 спортивных уличных площадки, оснащенных:
инвентарем для баскетбола, полосой препятствий, прыжковой ямой, рукоход, лестницами для лазания.
Доступа к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата - нет; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступ к объектам спорта не ограничен.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, мгнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Обеспечение доступности образовательных организаций для людей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. РегламентированоПостановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297
В целях обеспечения доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении созданы условия:
- разработан Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры;
- назначено ответственное лицо по обеспечению условий доступности объектов образовательного учреждения для инвалидов и маломобильных категорий людей;
- разработано Положение о политике МАДОУ «Детский сад № 5» в сфере обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи;
- организовано инструктирование сотрудников по вопросам организации и обеспечения доступности объектов и предоставляемых услуг образовательного учреждения для инвалидов, людей с ограниченными возможностями здоровья;
- для слабовидящих при входе в здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
- для облегчения доступа в здание маломобильным категориям людей установлена входная группа с пандусом, предусмотрена кнопка вызова сотрудника учреждения для оказания помощи (расположена на входной двери);
- лестничный марш оборудован дополнительными перилами для инвалидов;
- контрастная желтая полоса на лестницах учреждения, предупреждающая о начале и конце лестничного марша;
- предусмотрены парковочные места для автотранспорта инвалидов;
- создана версия официального сайта МАДОУ «Детский сад № 5» («для лиц с нарушениями зрения, где представлена вся информация о деятельности образовательного учреждения).
Для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и маломобильных групп населения:
-наличие подъемников, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета/душа, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены;
МАДОУ "Детский сад № 5" доступен условно для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата - приобретенокресло-коляска с санитарным оснащением.
Специальные условия питания
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2.3685-21 утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 29.01.2021 г. № 62296
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется.
На бесплатное питание в учреждении имеют право:
- дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды);
- дети с туберкулезной интоксикацией;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей). (Статья 65 п.3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СанПиН: 1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях. 2) в соответствии с рекомендациями ТПМПК организуется динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида: - при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида; - обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса; - чередование индивидуальных и подгрупповых занятий; - повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса; - корректировка времени для выполнения заданий; - снижение темповых нагрузок; - стимулирующая помощь взрослого; - чередование видов деятельности; - снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий; - условия для двигательной активности ребенка; - подбор специального дидактического материала и т. п. Медицинское сопровождение воспитанников, осуществляет ГАУЗ СО Верхнепышминская ЦГБ, Соглашение о сотрудничестве от18.04.2016г. В МАДОУ "Детский сад № 5" оборудован медицинский блок: рабочий кабинет, где проводится осмотр детей, индивидуальное консультирование родителей; процедурный кабинет, имеет холодильник для хранения медицинских препаратов, шкафы медицинские для лекарственных препаратов, процедурный стол, бактерицидная лампа. Фельдшер работает по графику. Медицинский персонал совместно с администрацией детского сада несёт ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
К сети интернет подключены 4 компьютера, 4 ноутбука имеют доступ к сети интернет через wi-fi. Услуги предоставляет провайдер "УГМК-Телеком".
МАДОУ детский сад № 5 имеет официальный сайт: https://5vp.tvoysadik.ru и электронную почту: sadik5vp@mail.ru
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Воспитанники МАДОУ детский сад № 5 не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств.
Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, образовательная деятельность становится более зрелищной и эффективной. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
В МАДОУ "Детский сад № 5" имеется официальный сайт, содержащий: справочную информацию о ДОУ; информацию о педагогическом составе; советы родителям; новости и т.д.
У детей инвалидов и (или) лиц с ОВЗ в МАДОУ "Детский сад № 5"нет доступак электронным образовательным ресурсам как к форме обучения и воспитания в рамках ОП ДО ДОУ 5, АОП для детей с ЗПР, АОП для детей с УО.
Ниже предлагаем подборку полезных сайтов для родителей (законных представителей), которая может быть полезной в домашних условиях:
Электронная библиотека для родителей детей с ОВЗ и инвалидов ресурсного центра
Сайт проекта «Особый ресурс» предназначен для родителей особых детей.
Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир»
Полезные материалы для занятий с детьми
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- интерактивная доска с комплектом программного обеспечения "СОВА";
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
- музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
- магнитофоны (в каждой возрастной группе)
- Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.