Коррекционно-развивающая работа

06.12.2023

МАДОУ детский сад№5 разработано Положение об организации инклюзивного образования. 

Ссылка: https://5vp.tvoysadik.ru/upload/ts5vp_new/files/bd/16/bd16cb49d9ffcec8fda2dd3524370827.pdf

Положение об организации работы педагогических работников с воспитанниками с ОВЗ в МАДОУ детский сад №5

https://5vp.tvoysadik.ru/upload/ts5vp_new/files/5b/39/5b391db43c3afd99736db107418c4359.pdf

Образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  детский сад №5 Образовательная программа МАДОУ детский сад №5

 

Стр.172

Адаптированные образовательные программы по нозологиям:

для детей С ЗПРhttps://5vp.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=80

для детей с УО https://5vp.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=81

Коррекционно-развивающая работа организуется: 

по обоснованному запросу педагогов и родителей (законных представителей); 

на основании результатов психологической диагностики; ‒ на основании рекомендаций ППК.

Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ детский сад № 5 реализуется в форме групповых и/или индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его ООП на основе рекомендаций ППК Организации.

В образовательной практике определяются нижеследующие категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения:

1)   нормотипичные дети с нормативным кризисом развития;

2)   обучающиеся с особыми образовательными потребностями (ООП):

с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети); часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребёнком в посещении ДОУ;

обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;

3)   дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке;

4)   дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству), признанные таковыми в нормативно установленном порядке;

5)   обучающиеся «группы риска»: проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).

КРР с обучающимися целевых групп осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в совместной деятельности детей в условиях дошкольной группы, так и в форме коррекционно-развивающих групповых/индивидуальных занятий.

КРР строится дифференцированно, в зависимости от имеющихся у обучающихся дисфункций и особенностей развития (в познавательной, речевой, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сферах) и должна предусматривать индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения. 

Содержание коррекционно-развивающей работы в ДОУ включает следующие блоки:

1)   Диагностическая работа включает:

своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении;

раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ) диагностику

отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;

комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;

изучение уровня общего развития обучающихся (с учётом особенностей нозологической группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми;

изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

изучение индивидуальных образовательных и социально-коммуникативных потребностей обучающихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающегося; 

изучение направленности детской одаренности;

изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности;

мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психолого-педагогических проблем в их развитии;

выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;

всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка; выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды;

системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося.

2)       Коррекционно-развивающая работа включает:

Выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ/методикопсихолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми(индивидуальными) образовательными потребностями;

организацию, разработку и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений поведения и развития, трудностей в освоении образовательной программы и социализации; Хочу такой сайт

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и психологическую коррекцию его поведения;

развитие коммуникативных способностей, социального и эмоционального интеллекта обучающихся, формирование их коммуникативной компетентности;

коррекцию и развитие психомоторной сферы, координации и регуляции движений;

создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярковыраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной направленностью одаренности;

создание насыщенной развивающей предметно - пространственной среды для разных видов деятельности;

формирование инклюзивной образовательной среды, в том числе обеспечивающей включение детей иностранных граждан в российское образовательное пространство с сохранением культуры иидентичности, связанных состранойисхода\происхождения;

оказание поддержки ребенку в случаях неблагоприятных условий жизни, психотравмирующих обстоятельствах при условии информирования соответствующих структур социальной защиты;

преодоление педагогической запущенности в работе с обучающимся, стремление устранить неадекватные методы воспитания в семье вовзаимодействии родителейм (законныхпредставителей) с детьми;

помощь в устранении психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка.

3)               Консультативная работа включает:

Разработку рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении социализации, единых для всех участников образовательных отношений;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы собучающимся;

консультативную помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания иприемовкоррекционно-развивающей работы с ребенком.

4)   Информационно-просветительская работа предусматривает:

-      различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, электронные ресурсы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (в доступной для дошкольного возраста форме), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам —вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями в обучениии социализации;

-      проведение тематических выступлений, онлайн-консультаций для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ, трудностями вобучении и социализации.

5)   Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами согласно нозологических групп осуществляется в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой ДО (далее ФАОП ДО). КРР с обучающимися с ОВЗ и детьмиинвалидами должна предусматривать предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию обучающихся, коррекцию нарушений психического и физического развития средствами коррекционной педагогики, специальной психологии и медицины; формирование у обучающихся механизмов компенсации дефицитарных функций, неподдающихся коррекции, в том числе с использованием ассистивных технологий.

6)   КРР с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющими детьми, имеет выраженную специфику. Детям, находящимся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющим детям, свойственны: быстрая утомляемость, длительный период восстановления после заболевания и (или) его обострения (не менее 4-х недель), специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности (ограниченность круга общения больного ребёнка, объективная зависимость от взрослых (родителей (законных представителей), педагогов), стремление постоянно получать от них помощь). Для детей, находящихся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющих детей, старшего дошкольного возраста характерны изменения в отношении ведущего вида деятельности – сюжетно-ролевой игры, что оказывает негативное влияние на развитие его личности и эмоциональное благополучие. В итоге у ребёнка появляются сложности в освоении программы и социальной адаптации.

Направленность коррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющими детьми включает:

      коррекцию/развитие коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер познавательных процессов;

        снижение тревожности;

        помощь в разрешении поведенческих проблем;

      создание условий для успешной социализации, оптимизация межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Включение ЧБД в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основании медицинского заключения и рекомендаций ППК по результатам психологической и педагогической диагностики.

7) Направленность коррекционно-развивающей работы с одаренными обучающимися включает:

      определение вида одаренности, интеллектуальных и личностных особенностей детей, прогноз возможных проблем и потенциала развития.

      вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребёнка, как в ДОУ, так и в условиях семенного воспитания;

      создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребёнку, обстановки, формирующей у ребёнка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

      сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

                  формирование          коммуникативных   навыков         и      развитие эмоциональной устойчивости;

 организация предметно-развивающей, обогащённой образовательной среды в условиях ДОУ, благоприятную для развития различных видов способностей и одаренности.

Включение ребенка в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основезаключения ППК по результатам психологической и педагогической диагностики.

8) Направленность КРР с билингвальными воспитанниками, детьми мигрантов, испытывающими трудности с пониманием государственного языка РФ, включает:

      развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям;

      формирование уверенного поведения и социальной успешности;

                  коррекцию деструктивных эмоциональных состояний, возникающих вследствие попадания в новую языковуюи культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия);

                  создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку.

Таким образом, работу по социализации и языковой адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в организациях, реализующих программы ДО в РФ, рекомендуется организовывать с учетом особенностей социальной ситуации каждогоребенка персонально.

Психолого-педагогическое сопровождение детей данной целевой группы может осуществляться в контексте общей программы адаптации ребенка к ДОУ. В случаях выраженных проблем социализации, личностного развития и общей дезадаптации ребенка, его включение в программу КРР может быть осуществлено на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по запросу родителей (законных представителей) ребенка.

9) К целевой группе обучающихся «группы риска» могут быть отнесены дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем; эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий); поведенческие проблемы (грубость, агрессия, обман); проблемы неврологического характера (потеря аппетита); проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве); проблемы регуляторного характера (расстройство сна, быстрая утомляемость, навязчивые движения, двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).

Направленность КРР с воспитанниками, имеющими девиации развития и поведения включает:

      коррекция/развитие социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы;

      помощь в решении поведенческих проблем;

      формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения;

      развитие рефлексивных способностей;

      совершенствование способов саморегуляции.

Включение ребенка из «группы риска» в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической диагностики или по обоснованному запросу педагога/родителей (законных представителей). 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».