Развитие звуковой культуры речи (восприятие и воспроизведение речевых звуков)

06.12.2023

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом

  • правильное произношение звуков,

  • правильное произношение слов,

  • громкость и скорость речевого высказывания,

  • ритм,

  • паузы,

  • тембр,

  • логическое ударение и пр.,

  • нормальное функционирование речедвигательного аппарата,

  • нормальное функционирование слухового аппарата,

  • наличие полноценной окружающей речевой среды

  В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

  • формирование  правильного звукопроизношения,

  • четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,

  • развитие голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),

  • выработка умеренного темпа речи,Хочу такой сайт

  • формирование правильного речевого дыхания,

  • формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),

  • воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д.).

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

  • на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;

  • различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;

  • отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

  • интегрированные занятия со специалистами ДОУ;

  • дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.)

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов), сюжетно-ролевые, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача педагога  заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.


Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ "Детский сад №5"- https://5vp.tvoysadik.ru/upload/ts5vp_new/files/31/3a/313ad8a323295f4af58af479a52dc202.pdf

СТР .76


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».