Изобразительная деятельность

06.12.2023

Ученые, педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Для изобразительного творчества дошкольника характерно:

  • создание художественного образа;

  • использование цвета, колорита как выразительного средства;

  • композиционное построение изображения (в рисунке, лепке, аппликации);

  • оригинальность;

  • изобразительная грамотность — это те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.

Творческая деятельность дошкольника имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников: на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. Характерной особенностью второго этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают. Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию; разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и т.п.). Третий этап - получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт. В деятельности все эти этапы сокращены во времени.

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности детского творчества:

  • дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна — это первая важная особенность детского творчества;

  • процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата — это вторая особенность детского творчества;

  • ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам — это третья особенность детского творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество — это процесс создания новых ценностей. В творчестве особое место занимает воображение.

Как показывают исследования Т.Г. Казаковой, С.А. Иванниковой, Л.В. Компанцевой и др. творчество дошкольников тесно связано с обучением, усвоением детьми способов и приемов выполнения работы, с усвоением умений работать в разной технике (кляксографии, монотипии, тычком и т.д.).Хочу такой сайт

Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет следующие критерии:

  • - отношение детей к творчеству, их интересы, способности;

  • - качество способов творческих действий;

  • - качество продукции детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность ребенка основывается на всех тех разнообразных впечатлениях, которые дети получают в ДОУ и дома. Чем разнообразнее и богаче детская жизнь, чем больше впечатлений она заключает, тем шире диапазон содержания, из которого ребенок может черпать образы для самой разной творческой деятельности: игры, театрально - игровой, изобразительной.

Воспитанию интереса к окружающей действительности и развитию воображения детей способствуют различные творческие задания. Термин «творческие задания» известен в дошкольной педагогике. Он как бы заключает в себе два противоположных компонента. Задания названы творческими, т.к. ребенок проявляет чувство нового при использовании прошлого опыта, находит вариативные решения при выполнении знакомых заданий, обнаруживает способности, позволяющие ему выполнять задание в незнакомой ситуации, т. е. дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, т.к. предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, т.е. творчество с участием взрослого, который организует среду, условия, материалы, создает ситуации, побуждает детей к творческим действиям. От личности взрослого, его увлеченности, способности участвовать в сотворчестве с детьми зависит успех этой сложной, но очень интересной работы. В дальнейшем дети будут способны действовать по своей инициативе. Содержание заданий усложняется в зависимости от этапов формирования творчества. Творческие задания должны быть кратковременные и преследовать конкретную цель.

Творческие задания в рисунке для детей старшего возраста Н.А. Ветлугина предлагает начинать с использования колорита, сочетания оттенков, цветов, которые придают изображаемому различное настроение. Далее дети усваивают способы выражения образов путем использования формы, позы, очертания фигуры, жеста, затем передача действия, характер персонажей. Последний этап - нахождение композиционных построений и использование ритма для передачи целостной картины.

Содержание, характер и последовательность творческих заданий должны вызывать у детей строй соответствующих чувств, побуждать как к интуитивным, так и преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям.

Последовательное усложнение, содержание творческих заданий способствуют формированию образа и направлено на развитие восприятия, воображения, эмоциональной сферы. Творческие задания позволяют создать рисунок, непохожий на работы других детей.

Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ "Детский сад №5"- https://5vp.tvoysadik.ru/upload/ts5vp_new/files/31/3a/313ad8a323295f4af58af479a52dc202.pdf


стр. 93

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».